При повторных психокоррекционных сеансах прием «уничтожения страха» не повторяется во избежание создания ритуала, но ребенку напоминают, что теперь он ничего не боится, так как умеет прогонять свой страх.
Методика обогащение рисунка» относится к арсеналу средств арттерапии. Она также была использована в работе с детьми, перенесшими землетрясение в Армении 7 декабря 1988 г., и оказалась эффективна для детей, начиная с 4-летнего возраста. В настоящее время возможность ее использования для преодоления поздних последствий пережитого стресса проверяется в исследовании Л. С. Мавсапетян.
Стр. 119
Назначение методики — преодоление апатических и депрессивных состояний у детей. Методика применяется в том случае, когда спонтанный рисунок ребенка обеднен по цвету, либо в нем преобладают темные тона, либо, наконец, отмечается снижение психомоторного тонуса (очень слабый нажим на карандаш). Психокоррекционное действие методики основано на актуализации широкого спектра эмоциональных представлений, ассоциированных с теми или иными цветами и цветовыми сочетаниями.
Форма проведения — индивидуальная или групповая.
Детям предлагают нарисовать цветными карандашами или красками то, что они хотят. По ходу рисования задаются вопросы, побуждающие детей развивать сюжет рисунка, обогащать палитру используемых цветовых тонов. Если вопросы не помогают достигнуть этого результата, то даются прямые указания («Давай рядом с домом нарисуем мальчика, который вышел погулять»; «Давай раскрасим на мальчике одежду»; «Давай сделаем одежду яркой, разноцветной» и т. п.). Задача состоит в возможно более детализированном развертывании сюжета, повышении плотности и яркости цвета, контрастности и выразительности цветовых сочетаний.
В работе со школьниками (а при высоком уровне психического развития — и со старшими дошкольниками) целесообразно сочетать эту методику с сочинением истории (сказки), сюжет которой отталкивается от первого рисунка, а в дальнейшем иллюстрируется следующими.
Продолжительность одного занятия не должна быть слишком велика во избежание истощения. Обычно за одно занятие делается 1—3 рисунка. Методика может с успехом использоваться многократно в ходе систематических коррекционных занятий. Ее эффективность может быть повышена благодаря предшествующей релаксации, создающей благоприятный исходный эмоциональный фон. В свою очередь, «обогащение рисунка» способствует стабилизации этого фона.
В. В.Сорокина
РИСУНОК — СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ
И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ
Среди прожективных методик особое место занимает рисунок, который, согласно различным классификациям, относят к экспрессивным методам исследования личности (1), методам изучения продуктов творчества (15), невербальным техникам (13). Сюда входят все виды рисования (свободное рисо-
Стр. 120
вание и рисунок на заданную тему, рисунок пальцем и др.).
Рисуночные техники имеют ряд преимуществ перед другими методиками из-за высокой информативности, удобства в применении. Они способствуют установлению контакта исследователя с испытуемым, а сам процесс рисования снимает напряжение. Рисуя, человек спонтанно выражает себя, тем самым обнаруживая свои эмоциональные проблемы, и одновременно получает возможность отреагировать на них. Эти особенности позволили использовать рисунок как в диагностических, так и в психотерапевтических целях
Исторически развитие рисуночных методик шло вместе с развитием проективного подхода в психологии, но наибольшей популярностью они стали пользоваться за рубежом в 50— 60-е гг. после выхода работ Дж. Бака «Н-Т-Р техника» (дом — дерево—человек) в 1948 г. (23) и монографии К. Маховер «Проекция личности в рисовании человеческой фигуры» в 1949г. (25).
В нашей стране внимание к рисуночным методам возросло в 70—80-е годы в связи с ростом психотерапевтической помощи населению, созданием семейных консультаций, психологической службы в школе, а также в связи с работами А. И. Захарова (4—8), В. С. Мухиной (10, 11), Г. Т Хоментаускаса, (13, 18 19), Е. В. Новиковой (12).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.