Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов, страница 73

При повторных психокоррекционных сеансах прием «уни­чтожения страха» не повторяется во избежание создания ри­туала, но ребенку напоминают, что теперь он ничего не боит­ся, так как умеет прогонять свой страх.

Методика обогащение рисунка» относится к арсеналу средств арттерапии. Она также  была использована в работе с детьми, перенесшими землетрясение в Армении 7 декабря 1988 г., и оказалась эффективна для детей, начиная с 4-летне­го возраста. В настоящее время возможность ее использования для преодоления поздних последствий пережитого стресса про­веряется в исследовании Л. С. Мавсапетян.

Стр. 119

Назначение методики — преодоление апатических и депрес­сивных состояний у детей. Методика применяется в том слу­чае, когда спонтанный рисунок ребенка обеднен по цвету, ли­бо в нем преобладают темные тона, либо, наконец, отмечается снижение психомоторного тонуса (очень слабый нажим на карандаш). Психокоррекционное действие методики основано на актуализации широкого спектра эмоциональных представ­лений, ассоциированных с теми или иными цветами и цвето­выми сочетаниями.

Форма проведения — индивидуальная или групповая.

Детям предлагают нарисовать цветными карандашами или красками то, что они хотят. По ходу рисования задаются во­просы, побуждающие детей развивать сюжет рисунка, обога­щать палитру используемых цветовых тонов. Если вопросы не помогают достигнуть этого результата, то даются прямые ука­зания («Давай рядом с домом нарисуем мальчика, который вы­шел погулять»; «Давай раскрасим на мальчике одежду»; «Да­вай сделаем одежду яркой, разноцветной» и т. п.). Задача со­стоит в возможно более детализированном развертывании сю­жета, повышении плотности и яркости цвета, контрастности и выразительности цветовых сочетаний.

В работе со школьниками (а при высоком уровне психиче­ского развития — и со старшими дошкольниками) целесооб­разно сочетать эту методику с сочинением истории (сказки), сюжет которой отталкивается от первого рисунка, а в дальней­шем иллюстрируется следующими.

Продолжительность одного занятия не должна быть слиш­ком велика во избежание истощения. Обычно за одно занятие делается 1—3 рисунка. Методика может с успехом использо­ваться многократно в ходе систематических коррекционных занятий. Ее эффективность может быть повышена благодаря предшествующей релаксации, создающей благоприятный ис­ходный эмоциональный фон. В свою очередь, «обогащение ри­сунка» способствует стабилизации этого фона.

В. В.Сорокина

РИСУНОК — СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ

И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ

Среди прожективных методик особое место занимает рису­нок, который, согласно различным классификациям, относят к экспрессивным методам исследования личности (1), методам изучения продуктов творчества (15), невербальным техни­кам (13). Сюда входят все виды рисования (свободное рисо-

Стр. 120

вание и рисунок на заданную тему, рисунок пальцем и др.).

Рисуночные техники имеют ряд преимуществ перед други­ми методиками из-за высокой информативности, удобства в применении. Они способствуют установлению контакта иссле­дователя с испытуемым, а сам процесс рисования снимает на­пряжение. Рисуя, человек спонтанно выражает себя, тем са­мым обнаруживая свои эмоциональные проблемы, и одновре­менно получает возможность отреагировать на них. Эти осо­бенности позволили использовать рисунок как в диагностиче­ских, так и в психотерапевтических целях

Исторически развитие рисуночных методик шло вместе с развитием проективного подхода в психологии, но наибольшей популярностью они стали пользоваться за рубежом в 50— 60-е гг. после выхода работ Дж. Бака «Н-Т-Р техника» (дом — дерево—человек) в 1948 г. (23) и монографии К. Маховер «Проекция личности в рисовании человеческой фигуры» в 1949г. (25).

В нашей стране внимание к рисуночным методам возросло в 70—80-е годы в связи с ростом психотерапевтической помощи населению, созданием семейных консультаций, психологиче­ской службы в школе, а также в связи с работами А. И. За­харова (4—8), В. С. Мухиной (10, 11), Г. Т Хоментаускаса, (13, 18 19), Е. В. Новиковой (12).