Признаки декомпенсированной формы синдрома нарушенного общения со сверстниками наряду с вышеперечисленными признаками, — субъективный компонент страдания, недовольства. Это объясняется следующим:
1. У ребенка есть чувство неудовлетворенности своими контактами со сверстниками. Часто это чувство высказывается в ходе клинической беседы в виде таких фраз, как «У меня нет настоящего друга», «Хотелось бы иметь больше друзей», «Вот у моих родителей настоящие друзья, они живут весело, а у нас класс недружный, ничего интересного с ребятами не придумаешь» и т. д.
2. Отмечается неудовлетворенное стремление к признанию, лидерству. Эти признаки можно наблюдать в ходе прямого общения ребенка со сверстниками. Такие дети стремятся обратить на себя внимание, часто теряя самокритичность и выставляя себя в смешном свете, хвастаются, приписывают своим родителям большие возможности, чем есть на самом деле, и т. п.
Стр. 158
3. Налицо невротические реакции, гипотетически связанные с синдромом. Прямо связать невротическое состояние с нарушенным общением со сверстниками можно в том случае, если они появились в связи с психотравмой, возникшей в области общения. Нередко бывает, что само невротическое состояние первично по отношению к этому синдрому, но связь эту можно установить лишь в ходе терапевтической работы с ребенком. Принято считать, что если есть синдром 3 компенсированной формы и отдельные невротические реакции, то вторые связывают с первым.
В качестве примера декомпенсированной формы синдрома нарушенного общения со сверстниками можно привести следующий:
К психиатру обратились мама и папа по поводу дочери Ани 9 лет. Жаловались, что у девочки нет друзей, в классе ее обижают, дразнят. Сама Аня очень стремится к общению: постоянно приглашает девочек к себе в гости, но они обычно не приходят. В классе, по словам учительницы, Аню считают занудой, вредной ябедой Проведенное патопсихологическое обследование каких бы то ни было отклонений в развитии ВПФ и личности не обнаружило. Аня легко вступает в контакт, в общении несколько развязна, не держит дистанцию. Есть некоторая эмоциональная лабильность и импульсивность. В ходе клинической беседы прямо жаловалась на то, что дети в классе не хотят с ней играть. Признает, что часто ябедничает и вредничает, но говорит, что это «от обиды». Есть невротические симптомы — грызет ногти и выдергивает волосы на голове. При организованном общении в группе ведет себя вызывающе, очень возбуждена, громко хохочет, беспрестанно предлагает играть в игры, в которых она бы занимала главную ведущую роль. Не понимает мягких намеков детей на то, что она ведет себя неприятно. Ей говорят прямо «отстань» — она обижается, перестает участвовать в групповых играх, начинает всем назло мешать. Таким образом, налицо признаки декомпенсированной формы этого синдрома. Частые конфликты со сверстниками, неумение наладить продуктивный контакт, при этом большое стремление к общению, к признанию в коллективе. Отмечаются также невротические симптомы. Психологический диагноз в таком случае — синдром нарушенного общения со сверстниками, декомпенсированная форма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Войтко В.И., Гильбух Ю. З. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы Киев, 1980
2. ВоиткоВ.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики / Вопросы психологии. № 4, 1976
3. Захаров А. И. Неврозы у детей и их лечение М, 1982.
Стр. 159
4. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития у детей / Под ред. К. С. Лебединской, 1980.
5. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
6. Ackerman N. The psychodynamics of family life. N. Y Basic books, 1961.
7. French A Disturbed children and their families. N Y. Human Science press. 1977.
8. Oak1ander W. The windows to our children N. Y Aranson, 1977.
9. Red1 F. When we deal with children. N. Y. Free prese, 1966.
Т. Н. Счастная
НРАВСТВЕННЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ
В ПСИХОЛОГИИ XX СТОЛЕТИЯ
В каждой эпохе при всей ее противоречивости можно выделить несколько типичных идей, под знаком которых развиваются культура, наука, общество в целом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.