Заключение психолога-диагноста. Это заключение — первый документ, который сопровождает ребенка, попавшего в психолого-психиатрический стационар для детей. Хочется отметить, что из всей просмотренной литературы это заключение наиболее подробное, по-видимому, в связи с тем, что оно приводится в учебном пособии для студентов. Обычно же можно встретить такое заключение: «Мальчик 4 лет 8 мес. направлен педиатром с подозрением на умственную отсталость. Проведен тест Стенфорд—Бине, 1—52. Психологический диагноз — умственная отсталость».
Существует практика, согласно которой тестовое обследование — единственный, необходимый и достаточный инструмент для постановки диагноза, даже в тех случаях, когда речь идет о нарушенных взаимоотношениях. Например (там же): «Девочка 8,5 лет, с трудностями поведения в семье. Ревнует родителей к младшему брату, ведет себя агрессивно. Использованные тесты — Секслер, 16 PF, 10—109 (норма)». Далее приводится заключение по тесту Каттелла: каждый фактор в его цифровом выражении, затем содержательное заключение: «Стабильный экстраверт, активный с высокой доминантностью». Родителям предложена «твердая, но ласковая программа дисциплинирующих воздействий».
Стр. 145
Как видно, логика и композиция постановки психологического диагноза не указываются, а эталонами в данном случае служат нормативные данные тестов
Второй тип диагностического описания более формализован. Он имеет вид своеобразной памятки психологу, указывающей на то, какую информацию нужно собрать, чтобы иметь возможность поставить диагноз. Например, таким образом организованы «Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития» (4). В качестве эталона приводятся клинические описания задержки психического развития, его разных видов, а затем предлагается карта, построенная следующим образом.
1. Анамнез:
а) семья и наследственность;
б) психические заболевания в семье;
в) семейно бытовые условия жизни ребенка;
г) характер взаимоотношений в семье;
д) особенности протекания беременностей.
2. Личный анамнез ребенка:
а) особенности протекания данной беременности и родов;
б) особенности вскармливания;
в) перенесенные заболевания;
3. Сомато-психическое развитие до года.
а) перцептивные функции;
б) локомоторные функции;
в) динамика интеллектуального и эмоционального развития.
Так же заполняются разделы «Сомато-психическое развитие до 3 лет», «От 3 до 7», «После 7 лет».
4. Интеллектуальное развитие, степень и характер подготовленности к школе:
а) уровень навыков чтения (письма, счета);
б) направленность интересов;
в) отношение к учебе (пассивная подчиняемость, отсутствие прилежности, негативизм);
г) характер неуспеваемости;
д) реакция на трудности в школе (активный отказ, невротические реакции, склонность к прогулам и т. п.).
5 Психическое состояние:
а) внешний вид;
б) дифференцированность, выразительность и адекватность мимики, движений, жестикуляции;
в) отношение к беседе,
г) ВПФ — внимание, память, мышление, нарушения мышления;
д) речь (темп, ритм, косность, модулированность),
е) запас слов;
Стр. 146
ж) эмоциональная сфера;
з) инстинкты и влечения,
и) установки в отношении себя, внешнего мира (критичность, самооценка, уровень притязаний).
Так как в этих методических рекомендациях подробно описаны признаки задержки психического развития, то постановка диагноза не составляет труда — для этого достаточно разыскать их в карте, которая заполняется согласно приведенному образцу.
Пример подробной схемы частной психолого-педагогической диагностики дает схема детерминант отставания в учебе, предложенная В. И. Войтко и Ю. З. Гильбухом (1). Они выделяют три уровня детерминации: педагогический, психологический и нейрофизиологический. Эти уровни могут проявляться в двух сферах — внутриличностной и внеличностной. Всего авторы выделяют пятнадцать причин отставания в учебе, проявляющихся на разных уровнях жизнедеятельности ребенка. Схема, представляющая взаимосвязь и взаимообусловленность этих детерминат, дает исчерпывающую картину этиологии и патогенеза разных видов отставания в учебе. Конечно, столь подробная диагностика возможна лишь в случае узкой, четко ограниченной задачи. Чем шире задачи, стоящие перед диагностикой, тем больше набор необходимых эталонов для распознавания, тем труднее учет привходящих факторов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.