— анализ взаимоотношений между членами семьи, их возможной совместной деятельности.
Ожидается, что дети, чувствующие эмоциональное благополучие в семье, будут рисовать всех членов семьи. По данным Хоментаускаса (19), 85% детей 6—8 лет нормального интеллекта изображают в рисунке всех реальных членов своей семьи. Дети, испытывающие недостаток понимания, эмоционального тепла, внимания к себе, могут включать в нее несуществующих братьев, сестер и других возможных родственников и знакомых, не проживающих с семьей, а также несуществующих собак и кошек. В то же время ребенок, испытывающий ревность, конкуренцию по отношению к младшим братьям и сестрам, получающим, как правило, больше родительского внимания, может не изобразить их на рисунке, объясняя
Стр. 124
тем, что забыл нарисовать, или этот человек не поместился на листе и т. п. Дети могут не нарисовать того человека, к которому чувствуют враждебность или обиду.
Чувство одиночества, отверженности, тревоги, травматические переживания, связанные с семьей, могут проявиться в отказе выполнять задание, в изображении пустой комнаты с мебелью или заменой реальных членов семьи куклами или зверями, наделенными теми же чертами характера.
Взаимное расположение членов семьи позволяет продиагностировать эмоциональные отношения в семье. Как правило, в семье с хорошим эмоциональным контактом между ее членами все они расположены близко друг к другу, взявшись за руки или занятые общим делом (например, вся семья за обеденным столом). Чувство изолированности, низкий уровень эмоциональных связей, отсутствие контакта выражаются в больших расстояниях между персонажами рисунка, расположении их в разных комнатах, разделении их какими-либо предметами (мебель, дерево, игрушка) или, в случае более выраженного негативизма или страха угрозы, отделении их вертикальной чертой, сгибом листа или изображении на обратной стороне листа. В рисунке может выявиться и наличие микрогрупп в семье, коалиций (например, мать и дочь, отец и сын).
Хоментаускасом было выявлено, что чувство подавленности, одиночества, потребность в безопасности, любви могут быть связаны с изображением в рисунке туч, дождя, солнца, лампы, расположением членов семьи на линии основания.
При анализе особенностей нарисованных фигур следует обращать внимание на относительные размеры фигур и их соответствие реальному соотношению Например, доминирующая в семье мать или бабушка могут быть намного больше по размерам, чем отец Эгоцентризм ребенка может проявиться в больших размерах собственной фигуры, большей, например, чем старший брат.
Для исследования выразительных средств, используемых при рисовании членов семьи, Хоментаускас просил детей изобразить «самого любимого человека», «самого нелюбимого», «самого сильного» и «самого слабого» Полученные им данные позволили сделать вывод, что «сильные» рисуются большими по размеру, у них часто подняты руки и есть предметы в руках. «Любимый» по сравнению с «нелюбимым» больше по размерам, расположен ближе к краю листа, более детально нарисован, более декорирован, раскрашен в большее количество цветов (19).
Эмоциональная неприязнь выражается в более схематичном изображении фигуры, использовании темных, мрачных цветов при раскрашивании, сильного нажима или штриховки, похожей на зачеркивание фигуры.
Стр. 125
Идентификация автора с каким либо членом семьи выражается через одинаковый цвет или форму одежды, наличие одинаковых деталей (пуговицы, карманы, бантики).
Общая цветовая гамма рисунка и раскрашивание отдельных персонажей может интерпретироваться с учетом цветовой символики, разработанной М. Люшером (25). Для здоровых, благополучных детей характерна теплая цветовая гамма. Дети из конфликтных семей раскрашивают свои рисунки в темные цвета с преобладанием темно-синего, коричневого и черного.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.