В. С. Мухина провела исследования, помогающие понять изобразительные средства детских рисунков, выражающие прежде всего отношение ребенка к тому, что он рисует, и его оценку. Она предложила детям нарисовать «Самое красивое» и «Самое некрасивое» (10). Сравнение рисунков показало, что линия и цвет являются основными средствами изображения и выражения отношения, но цвет сильнее связан для ребенка с эмоциональными переживаниями. Подчеркивание значимости отдельных частей изображения может происходить через гиперболизацию, а в качестве украшений изображения дети используют орнамент и симметричность построения. «Самое красивое» ребенок рисует более аккуратной линией, раскрашивает яркими, чистыми, теплыми красками, соблюдая симметрию пропорций, украшая орнаментом. «Самое некрасивое» нарисовано небрежно, некоторые детали рисунка могут остаться незаконченными, раскрашены рисунки темными, чаще всего черной, темно коричневой, темно-синей красками, изображения ассиметричны по композиции, не украшены орнаментом.
При анализе процесса рисования следует обращать внимание на: а) последовательность изображения фигур, б) последовательность рисования деталей, в) стирания, г) возвращения к нарисованным объектам, деталям, фигурам, д) паузы, е) спонтанные комментарии.
Чаще всего изображение начинается с наиболее значимых для ребенка членов семьи. Как показали исследования Хоментаускаса, около 38% детей первыми рисуют мать, 35% — себя, 17% — отца, 8% — братьев и сестер (19).
Негативизм по отношению к матери может выразиться в том, что ее фигура рисуется последней. В некоторых случаях ребенок может начать рисовать с того члена семьи, которого он боится, но почитает (10). Если ребенок начинает рисовать не с людей, а с неодушевленных предметов, например, рисует мебель, лампу в комнате, это может быть связано с защитными реакциями, неосознанным желанием отодвинуть во времени неприятное для него задание. Обычно такие дети рисуют нереальный состав семьи или не изображают себя.
Стр. 126
Частые стирания какой-либо фигуры, не приводящие к улучшению изображения, могут свидетельствовать об амбивалентных чувствах к этому человеку.
Продолжительные паузы перед рисованием какого-либо члена семьи могут означать проявление защитных механизмов — ребенок как бы решает, рисовать или не рисовать того члена семьи, с которым у него сложились неблагоприятные отношения. Обычно такой человек изображается явно небрежно, с сильным нажимом, что выражает внутреннюю напряженность автора рисунка.
Важную роль играет и анализ реплик по ходу рисования. Часто, являясь средствами разрядки возникшего эмоционального напряжения, связанного с изображением значимых лиц или деталей рисунка, они позволяют экспериментатору выделить наиболее «заряженные» места рисунка.
Следующая за рисунком беседа позволяет выяснить, как сам автор осмысливает то, что он изобразил. Нередко ответы на вопросы о взаимоотношениям персонажей рисунка подтверждают первоначальные гипотезы, возникшие из его анализа.
Обычно задают следующие вопросы: «Скажи, кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Кто это приду мал? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных самый счастливый? Кто из них самый несчастный? Почему?» и т. п.
А. И. Захаров использует в своей практике несколько отличный от описанного выше вариант методики «Моя семья» (8).
Рисование происходит в два этапа. На первом этапе ребенку предлагают нарисовать себя и свою семью в четырех комнатах, расположенных в два этажа, так, чтобы в каждой комнате было по одному человеку. Интерпретируется размещение членов семьи по этажам, место ребенка и фигура, расположенная рядом с ним. Обычно это наиболее близкий к нему человек.
На втором этапе дети рисуют семью, не получая никаких дополнительных указаний.
Анализ рисунка строится по разобранной выше схеме.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.