Еще одна область исследований — это использование медитации для расширения интеллектуальных возможностей человека: развития умственных способностей, обострения восприятия, увеличения ясности 'и критичности мышления. Такие изменения приводят к более продуктивной деятельности, к уменьшению числа ошибок в решении различных задач.
У лиц, занимающихся медитацией, исследователи отмечают повышенный уровень креативности (29, 36, 37). Наряду с повышением креативности происходит изменение интеллектуальных качеств. В работах (31, 32) показано, что способность. к невербальному логическому рассуждению существенно возрастает у лиц, занимающихся медитацией в течение года-полутора. Результаты этих исследований свидетельствуют о возрастании общих интеллектуальных способностей, которые, как можно предположить, лежат в основе способности человека адаптироваться к новым жизненным ситуациям. Эбрамсом (26) получено улучшение показателей при проверке непосредственного и отороченного воспроизведения заученного материала у медитаторов по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Мискиман (27) показал, что такие испытуемые быстрее осваивают двигательные задачи. Шектер (28) отмечает рост интеллектуальных качеств и креативности измеряемых некоторыми личностными тестами, а Мак-Калум (29) — активизацию творческого мышления. В другой работе Мискимана (30) показано, что улучшается спонтанная классификация вновь заучиваемого материала в таксономические группы. Это означает, что у медитаторов развивается способность отделять общие свойства от самих предметов или явлений, а затем оперировать этими абстрактными категориями, что является основой логического мышления.
Стр. 176
В частности, свидетельством того, что в результате медитации возрастает креативность и интеллектуальная активность, Орм-Джонсон считает тот факт, что у медитаторов повышается академическая успешность (мерой которой выбирается средний балл успеваемости). Это справедливо как для учащихся колледжа (38, 25), так и для студентов (32).
Среди работ этой тематики имеются лонгитюдинальные исследования, позволяющие проследить совершенствование интеллектуальных функций у лиц, занимающихся медитацией. Например, в работах, посвященных исследованию академической успешности, показан кумулятивный роют средней оценки на разных отрезках учебного процесса, что является убедительным свидетельством наличия причинной связи между медитацией и улучшением интеллектуальной деятельности.
Интересно также отметить, что некоторые работы свидетельствуют о том, что эмоциональные и личностные характеристики улучшаются одновременно с положительными изменениями когнитивных характеристик. Так, Тжоа (31) наряду с ростом интеллектуальных возможностей наблюдал уменьшение невротизма и соматических невротических проявлений. Кори и Хуфнагел (32) показали, что одновременно с увеличением средней академической оценки испытуемых снижалась их тревожность, а Шектер установил, что параллельно с ростом креативности наблюдалось снижение тревожности и конформности испытуемых, подъем энергии, рост самооценки, а также повышался уровень их притязаний (28).
Хотелось 'бы подробнее остановиться на одной из немногих подробных и конкретных работ, описывающих опыт медитативных упражнений с детьми (33). Эти упражнения были направлены на обучение концентрации внимания, формирование способности к самопознанию, развитие позитивного самовосприятия, эмпатии и т. д. Автор статьи М. Мердок обратилась к медитации, почувствовав необходимость восстановления психического баланса, нарушенного в результате сложных жизненных обстоятельств. Обучившись концентрации и медитации и занимаясь каждый вечер в течение 6 мес., она почувствовала, как постепенно успокаивается, физическое состояние ее улучшается, изменяются ощущения и эмоции, появляется способность внутреннего зрения. Тогда она решила перенести упражнения в класс начальной школы, предварительно поработав с небольшой группой детей шести и восьми лет, проводя с ними серию регулярных коротких медитаций перед сном.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.