Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник научных трудов

Страницы работы

166 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ:

РАЗВИТИЕ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Межвузовский сборник научных трудов

Под редакцией докт. психол. наук,

проф. В. С. Мухиной

Стр. 1

Печатается по постановлению редакционно-издательского Со­вета Московского педагогического государственного университета имени В. И. Ленина.

Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Межвузовский сборник   научных   трудов. М.: Изд-во «Прометен» МПГУ им. В. И. Ленина. 1992. — 200 с.

Рассматриваются результаты практической работы в экстре­мальных ситуациях природных катастроф; онтогенетические осо­бенности развития личности в разных социальных ситуациях (теория и экспериментальные исследования); частные методики изучения личности.

Работа подготовлена на кафедре педагогической психологии. Адресовано научным работникам, аспирантам и студентам пси­хологических факультетов педагогических университетов.

Редакционная коллегия:

В. С. Мухина (ответственный редактор),

А.В. Соловьев, Т. Н. Счастная

Е. П. Тимошенко

Рецензенты:

канд. психол. наук Г. Ф. 3аремба,

канд. психол. наук Б. А. Сосновский

Работа подготовлена на кафедре педагогической психологии

Стр. 2

I. ЭКСПРЕСС-ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ

ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В АРМЕНИИ

В. С. Мухина

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ,

ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В АРМЕНИИ

(7.12.1988 г.)

Общая картина положения в Армении на 12—26.12.1988 свидетельствовала о том, что происшедшая трагедия огромно­го масштаба объединила людей. Наблюдались выраженный массовый героизм, самоорганизация и дисциплина. Одновре­менно повсеместно возникали слухи и паника. Так, много слухов о том, что землетрясение — это в действительности взрыв, направленный па истребление армян. У всего населе­ния ужас от перенесенного землетрясения н его последствий перемежался с проблемой взаимоотношений с Аз. ССР.

Психотравмирующими факторами стали: потеря большого числа армянского населения: потеря огромного числа детей— генофонда нации; потеря близких и дальних родственников;

потеря имущества, работы: новый статус беженцев создал фе­номен социальной незащищенности у одной части населения и напряженность у другой. Особой травмой явился навязчи­вый страх многих людей перед ожидаемым повторным земле­трясением. Повсеместно обсуждался вопрос о миграции в Рос­сию или США, в то же время много людей упорно стремилось вернуться на место своего прежнего проживания. Все эти факторы дестабилизировали армянское население, лишая лю­дей жизненной перспективы и работоспособности.

Взрослые и дети, перенесшие землетрясение в его эпи­центре, остро нуждались в психологической помощи. Многие жаловались на нарушение сна, страхи, навязчивые образы (разрушающиеся дома, прижатые плитами тела, кровь...) и ДР. •

У многих обследованных детей потерян аппетит, наруше­на контактность. При этом у пострадавших детей была обна-

Стр. 3

ружена регрессия — возвращение на более низкий уровень развития: уход в сферу освоенного, стереотипного. Так как землетрясение произошло в период обострения межнацио­нального напряжения, были зафиксированы отдельные случаи детской боязни танков и солдат.

Отмечалось заражение образами разрушающихся домов, трупов, придавленных людей в тех случаях, когда дети в дей­ствительности не наблюдали столь ужасные события. Так, у ереванских детей невротизация, преследующие образы связа­ны с тем, что во многих семьях были поселены родственники из зон эпицентра землетрясения, которые эмоционально заражали окружающих.

Перенесшее землетрясение в его эпицентре взрослое насе­ление в первые дни находилось в состоянии шока. Затем на­чались жалобы на головную боль, бессонницу, страхи перед возможным повторным землетрясением. Взрослое население Еревана было в таком же состоянии — наблюдались те же жалобы и страхи. Во многих случаях люди были настолько невротизированы, что начинали предпринимать бессмыслен­ные действия или без умолку повторяли рассказ о своих субъ­ективных переживаниях страха от землетрясения.

Взрослые оказывали вторичное воздействие па детей сво­ими эмоциональными переживаниями и действиями, связан­ными с потрясением и возникшими социально психологиче­скими проблемами.  Образовывалось невротизирующее всех взаимодействие.

В это же время у населения (взрослых и детей) начали обостряться хронические болезни (терапевтические, нервные и др.)

Для оказания психологической помощи среди пострадав­ших была проведена экспресс-диагностика (в первую очередь детей). Это обусловливалось тем, что дети — особый контингент населения, который требует специальной помощи в си­туациях массовых катастроф, особенно, когда они в силу тра­гических обстоятельств лишаются родительского попечительства.

Мы пользовались дистантными и контактными методами экспресс-диагностики детей, пострадавших от землетрясения.

Похожие материалы

Информация о работе