Раздел А (общие сведения)
1. Безопасность жизнедеятельности: понятие, области применения.
2. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»: определение, цель, задачи. Роль и место в жизнедеятельности человека.
3. Направления формирования и содержание знаний, навыков, умений выпускника ВУЗа РФ в области учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
4. Основные исторические этапы развития науки о безопасности жизнедеятельности. Современные общемировые тенденции развития БЖД.
5. Выдающиеся ученые: Гиппократ, Аристотель; Парацельс, Ломоносов; Михайлов, Погожев, Дмитриев, Пресс, Шевалев, О.Н. Русак. Их вклад в развитие науки о безопасности жизнедеятельности.
6. Человек как биообъект и его роль в реализации безопасного образа жизни. Понятие о человеческом и личностном факторе.
7. Система «человек – техника - деятельность – окружающая среда – БЖД – затраты»: элементы и взаимоотношения.
8. Понятие и критерии выделения лиц экстремальных профессий.
9. Опасности: определение, признаки, характеристики. Риск как количественная мера опасности.
10. Ориентирующие принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности: принцип защиты расстоянием, принцип прочности, принцип слабого звена, принцип экранирования.
11. Управленческие принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности: принципы плановости, стимулирования, эффективности, компенсации.
12. Организационные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности: принципы защиты временем, нормирования, несовместимости, эргономичности.
13. Методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
14. Вредные и опасные производственные факторы. Классификации по характеру воздействия, регламентация.
15. Работа как поведение. Элементы поведения: простая двигательная реакция, целенаправленный акт, целенаправленное действие. Их взаимоотношение в организации поведения.
16. Роль безусловных и условных рефлексов в организации жизнедеятельности, поведения и трудовой деятельности. Понятие об эргономике.
17. Утомление как состояние, следствие трудовой деятельности и причина реализации опасных и вредных факторов производственной среды.
18. Значение эргономики в промышленности. Связь эргономики с физиологией и безопасностью труда.
19. Структура, содержание и основные требования к разделу дипломной работы «Безопасность жизнедеятельности» выпускника ФГОУ ВПО СФУ.
20. Безопасность жизнедеятельности как направление государственной политики в Российской Федерации: системность мероприятий, их основные направления и содержание.
Раздел Б (частные вопросы)
1. Источники и характеристика производственного шума. Классификации производственного шума. Диапазоны звуков, слышимых человеком.
2. Специфическое и неспецифическое влияние производственного шума на организм.
3. Влияние инфра- и ультразвука на организм.
4. Мероприятия по защите от шума.
5. Производственная пыль: источники, влияние на организм, ПДК, контрольная пылевая нагрузка.
6. Классификация пыли по дисперсии. Взаимосвязь химической активности, размеров с повреждающим действием.
7. Виды действия (повреждающее, раздражающее) и механизм повреждающего действия пыли. Производственная пыль и органы-мишени.
8. Понятие пневмокониозов. Виды и условия возникновения пневмокониозов: силикоз, силикатоз, металлокониоз.
9. Варианты соотношения фактической концентрации производственной пыли с ПДК.
10. Расчет уровня опасности пылевой нагрузки при наличии нескольких компонентов пыли.
11. Расчет пылевой нагрузки.
12. Средства защиты от производственной пыли.
13. Освещенность: физические единицы измерения. Понятие объект различения. Требования освещенности при различных размерах объекта различения.
14. Фон как качественная характеристика освещенности. Виды фонов по величине коэффициента отражения поверхности.
15. Контраст как характеристика освещенности. Виды контрастности по различию яркости объекта и фона.
16. Определение, формула расчета и смысл величины коэффициента естественной освещенности.
17. Влияние избыточной и недостаточной освещенности на параметры и результат трудовой деятельности.
18. Влияние показателей освещенности (объект и фон различения, контраст) на допустимый разряд зрительных работ.
19. Виды освещенности. Психофизиологические аспекты влияния солнечного света.
20. Основные требования к освещению производственных цехов и помещений.
21. Системный подход к решению вопросов освещенности: выбор осветительных приборов, способы установки, условия эксплуатации, соответствие требованиям ПУЭ и ГОСТ.
22. Неправильное освещение как причина вероятных нарушений здоровья.
23. Принципы нормирование освещенности для создания благоприятных условий труда: в цехе, на рабочем месте. Понятие об аварийном освещении.
24. Микроклимат производственных помещений: характеристика компонентов (температура, влажность и скорость движения воздуха). Условия возникновения переохлаждения и перегревания.
21. Система терморегуляции человеческого организма. Механизмы теплопотерь и их эффективность при комфортных и дискомфортных условиях микроклимата.
22. Среднесуточная температура воздуха. Понятие о теплом и холодном времени года.
23. Понятие об оптимальных и допустимых условиях микроклимата.
24. Соотношение уровня требований к микроклимату жилых и производственных помещений.
25. Соотношение уровня требований к микроклимату производственных помещений с различным уровнем тяжести труда.
26. Продолжительность рабочего времени при работе в оптимальных, допустимых и недопустимых условиях микроклимата рабочих зон.
27. Механизмы потери тепла организмом: инфракрасное излучение теплого тела, отдача тепла при испарении воды, конвекция. Их эффективность при трудовой деятельности в оптимальных условиях микроклимата.
28. Понятие о гипотермии и гипертермии. Непосредственный эффект и отсроченное влияние, локальное и системное влияние.
29. Активные и пассивные системы управления микроклиматом производственных помещений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.