Лекции по Новому Завету II курс Академии
архим. Ианнуарий (Ивлиев)
Лекция 1. 02.09.97
Содержание:
1. Этапы изучения Священного Писания_____
2. Мир первых христиан___________________
3. Эллинизм______________________________
4. Философия_____________________________
5. Мистерии______________________________
6. Иудаизм в Римской империи______________
7. История иудеев и иудейства в Римской империи
8. Палестина и её население________________
9. Ирод Великий__________________________
10. Сыновья Ирода________________________
11. Религиозные партии и секты____________
11.1 Саддукеи__________________________
11.2 Фарисеи___________________________
11.3 Зилоты____________________________
11.4 Ессеи_____________________________
11.5 Апокалиптики_____________________
12. Рождество Иисуса Христа и Его ранние годы
13. Дата рождения Иисуса Христа_________
14. Возрастание Иисуса Христа.____________
15. Крещение Иисуса Христа.______________
16. Искушения Иисуса Христа.____________
17. Кем был Иисус Христос?______________
17.1 Сын Человеческий________________
17.2 Христос___________________________
17.3 Сын Давидов_____________________
17.4 Сын Божий_______________________
17.5 Раб или Отрок____________________
17.6 Резюме о наименованиях__________
18. Смысл крестной смерти Иисуса Христа
18.1 История смерти Иисуса Христа_____
18.2 Суд над Иисусом Христом__________
18.3 Религиозное значение смерти Иисуса
19. Искупление (продолжение)_____________
20. Тайная вечеря________________________
1. Исторический обзор новозаветных исследований в новейшее время
2. Откровение Божие и история_______
3. Литературная критика_____________
3.1 Отношение содержания_________
3.2 Отношения в порядке__________
3.3 Отношения в букве_____________
4. История форм_____________________
5. Метод истории редакций___________
6. Устное предание, предшествовавшее Новому Завету
6.1 Начальные предания об Иисусе__
6.1.1 Предпосылки предания_______
6.1.2 Весть в притчах_____________
6.1.3 Иисус как толкователь Закона_
6.1.4 Слова премудрости__________
6.1.5 Правила для учеников________
6.1.6 Рассказы о деяниях Иисуса____
6.1.7 Апофтегматы._______________
6.2 Рост преданий об Иисусе после Воскресения
6.2.1 Предания о страстях________
6.2.2 Литургические формулы_____
6.2.3 Истории о Христе___________
6.3 Формулы миссии и катехизации
6.3.1 Материал миссии___________
6.3.2 Катехизаторские формулы___
6.4 Формулы богослужебного прославления
7. Письменные предания, предшествовавшие Евангелиям
8. Синоптические Евангелия__________
8.1 Что такое Евангелие___________
8.1.1 Трансформация понятия «Евангелие»
8.1.2 Евангелие как литературный жанр
8.2 Введение в Евангелие от Марка
8.2.1 Происхождение и обстоятельства возникновения
8.2.2 Композиция_______________
8.2.3 Содержание Евангелия______
8.2.4 Богословские темы и акценты
8.3 Введение в Евангелие от Матфея
8.3.1 Происхождение Евангелия от Матфея
8.3.2 Композиция Евангелия______
8.3.3 Богословие Матфея_________
1. Текстологический. Это сложная «обратная», как говорят в математике, задача. У нас есть результат — это 10.000 рукописей, и надо их обработать. К счастью, есть побочные условия, которые помогают в текстологических исследованиях. Но результаты текстологического исследования всегда гипотетичны, т.е. обладают лишь некоторой степенью вероятности. Критическое издание текста — это не церковный текст, а научный, сделанный на основе церковного.
К счастью, многочисленные разночтения в тексте Нового Завета не касаются сущности сообщения (в ВЗ сложнее). Поэтому эти разночтения — не проблема богословов — пусть этим занимаются текстологи.
2. Исагогика (введение). Это вопросы истории возникновения того или иного текста: что? кто? где? когда? написал.
3. Экзегетика (изведение) — выявление буквального смысла — это основной этап исследования Священного Писания НЗ. Тут надо знать традиции, время и т.п.
4. Герменевтика (толкование). Мы живем в другой символической и культурной среде, поэтому для современного человека нужно растолковать, а для этого ещё и перевести на родной язык (сделать «кальку» или идиоматический перевод).
Мы займемся исагогикой и отчасти экзегетикой 4‑х Евангелий.
Экзегетика очень важна: необходимо сначала понять буквальный смысл, затем уже герменевтика. Напр.: Гал. 6, 17 — о «язвах», которые ап. Павел носил на своем теле. Это неправильное понимание происходит от незнания того, как распинали в римской империи — гвозди вбивали не в ладони, а в предплечье — между костями, что подтверждается и археологией. Поэтому Римская церковь, начиная с Франциска Ассизского, дала около 500 стигматиков.
Слово же «язва» — гр. sti,gma — по-гречески значит «клеймо», которое ставили на собственных животных, рабов и т.д., т.е. это знаки принадлежности какому‑то хозяину. Таким образом, ап. Павел здесь говорит: «я — раб Христов, и не отягощайте меня другими клеймами, не делайте меня рабом других господ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.