Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея)

Страницы работы

Содержание работы

Лекции по Новому Завету II курс Академии

архим. Ианнуарий (Ивлиев)

Лекция 1. 02.09.97

Содержание:

1. Этапы изучения Священного Писания_____

2. Мир первых христиан___________________

3. Эллинизм______________________________

4. Философия_____________________________

5. Мистерии______________________________

6. Иудаизм в Римской империи______________

7. История иудеев и иудейства в Римской империи  

8. Палестина и её население________________

9. Ирод Великий__________________________

10. Сыновья Ирода________________________

11. Религиозные партии и секты____________

11.1 Саддукеи__________________________

11.2 Фарисеи___________________________

11.3 Зилоты____________________________

11.4 Ессеи_____________________________

11.5 Апокалиптики_____________________

12. Рождество Иисуса Христа и Его ранние годы     

13. Дата рождения Иисуса Христа_________

14. Возрастание Иисуса Христа.____________

15. Крещение Иисуса Христа.______________

16. Искушения Иисуса Христа.____________

17. Кем был Иисус Христос?______________

17.1 Сын Человеческий________________

17.2 Христос___________________________

17.3 Сын Давидов_____________________

17.4 Сын Божий_______________________

17.5 Раб или Отрок____________________

17.6 Резюме о наименованиях__________

18. Смысл крестной смерти Иисуса Христа

18.1 История смерти Иисуса Христа_____

18.2 Суд над Иисусом Христом__________

18.3 Религиозное значение смерти Иисуса

19. Искупление (продолжение)_____________

20. Тайная вечеря________________________

1. Исторический обзор новозаветных исследований в новейшее время      

2. Откровение Божие и история_______

3. Литературная критика_____________

3.1 Отношение содержания_________

3.2 Отношения в порядке__________

3.3 Отношения в букве_____________

4. История форм_____________________

5. Метод истории редакций___________

6. Устное предание, предшествовавшее Новому Завету        

6.1 Начальные предания об Иисусе__

6.1.1 Предпосылки предания_______

6.1.2 Весть в притчах_____________

6.1.3 Иисус как толкователь Закона_

6.1.4 Слова премудрости__________

6.1.5 Правила для учеников________

6.1.6 Рассказы о деяниях Иисуса____

6.1.7 Апофтегматы._______________

6.2 Рост преданий об Иисусе после Воскресения   

6.2.1 Предания о страстях________

6.2.2 Литургические формулы_____

6.2.3 Истории о Христе___________

6.3 Формулы миссии и катехизации

6.3.1 Материал миссии___________

6.3.2 Катехизаторские формулы___

6.4 Формулы богослужебного прославления           

7. Письменные предания, предшествовавшие Евангелиям     

8. Синоптические Евангелия__________

8.1 Что такое Евангелие___________

8.1.1 Трансформация понятия «Евангелие» 

8.1.2 Евангелие как литературный жанр      

8.2 Введение в Евангелие от Марка

8.2.1 Происхождение и обстоятельства возникновения     

8.2.2 Композиция_______________

8.2.3 Содержание Евангелия______

8.2.4 Богословские темы и акценты

8.3 Введение в Евангелие от Матфея

8.3.1 Происхождение Евангелия от Матфея

8.3.2 Композиция Евангелия______

8.3.3 Богословие Матфея_________

1.  Этапы изучения Священного Писания

1. Текстологический. Это сложная «обратная», как говорят в математике, задача. У нас есть результат — это 10.000 рукописей, и надо их обработать. К счастью, есть побочные условия, которые помогают в текстологических исследованиях. Но результаты текстологического исследования всегда гипотетичны, т.е. обладают лишь некоторой степенью вероятности. Критическое издание текста — это не церковный текст, а научный, сделанный на основе церковного.

К счастью, многочисленные разночтения в тексте Нового Завета не касаются сущности сообщения (в ВЗ сложнее). Поэтому эти разночтения — не проблема богословов — пусть этим занимаются текстологи.

2. Исагогика (введение). Это вопросы истории возникновения того или иного текста: что? кто? где? когда? написал.

3. Экзегетика (изведение) — выявление буквального смысла — это основной этап исследования Священного Писания НЗ. Тут надо знать традиции, время и т.п.

4. Герменевтика (толкование). Мы живем в другой символической и культурной среде, поэтому для современного человека нужно растолковать, а для этого ещё и перевести на родной язык (сделать «кальку» или идиоматический перевод).

Мы займемся исагогикой и отчасти экзегетикой 4‑х Евангелий.

Экзегетика очень важна: необходимо сначала понять буквальный смысл, затем уже герменевтика. Напр.: Гал. 6, 17 — о «язвах», которые ап. Павел носил на своем теле. Это неправильное понимание происходит от незнания того, как распинали в римской империи — гвозди вбивали не в ладони, а в предплечье — между костями, что подтверждается и археологией. Поэтому Римская церковь, начиная с Франциска Ассизского, дала около 500 стигматиков.

Слово же «язва» — гр. sti,gma — по-гречески значит «клеймо», которое ставили на собственных животных, рабов и т.д., т.е. это знаки принадлежности какому‑то хозяину. Таким образом, ап. Павел здесь говорит: «я — раб Христов, и не отягощайте меня другими клеймами, не делайте меня рабом других господ.

Похожие материалы

Информация о работе