Изображение учеников, ученичества. У Марка ученики отличаются своей слепотой, у Матфея ученики отличаются готовностью слушать и творить волю; они ведут себя по отношению к Иисусу так, как должен себя вести весь Израиль, они слушают Иисуса, поэтому прекрасно понимают, Кто Он, они признаю,т, что Он — Сын Божий (14,33), тут нет никакой мессианской тайны: «Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий». Иисус говорит, что они блаженны, потому что видят и слышат то, что пророки и праведники не видели и не слышали (13,16‑17): «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Именно поэтому Петр, как «уста учеников», способен высказать своё исповедание: «Ты — Христос, Сын Бога живого» (16,16). Ученики называются маловерами, но это не значит, что у них отсутствует вера — у них отсутствует полнота веры, это недостаток в степени, а не в принципе.
Итак, изображение учеников — это образец для Церкви, Церковь должна лишь присоединиться к этим последователям. Церковь понимается как община учеников Иисуса, которая имеет задачу быть солью и светом (5,13‑16). Задача Церкви — послушание словам Иисуса, тем самым Церковь собой символизирует близость Царства Небесного для всех людей, делает видимой эту близость. Конечно, Матфей не понимает Церковь как некое пространство уже осуществленного спасения, напротив, он подчеркивает, что Церковь находится всего лишь на пути к спасению. Все члены Церкви — призванные, но избран кто-нибудь к спасению фактически или нет, это решит только грядущий суд (22,14): «много званных, но мало избранных». Для решения суда есть только один критерий — сохранение послушания по отношению к воле Иисуса Христа (25,31‑46).
Отношение между Израилем и язычниками тоже составляет важный элемент богословия Евангелия. Уже в предисловии программно обозначатся эта тема; Иисус, эсхатологический Сын Давидов, предназначен быть спасителем Израиля, но именно Израилем Он отвергается; более того, Израиль в лице своих представителей (Ирода, книжников), грозит Ему смертью. Совершенно иначе появляются представляются представители языческого мира «маги с востоков», они поклоняются Иисусу как Царю Израиля (2 гл.), т.е. они делают то, что собственно должен был делать сам Израиль. В то же самое время, в поведении язычников исполняется ВЗ‑е возвещение конечного паломничества язычников к горе Сион (Ис. 60).
Согласно Матфею, деятельность Иисуса ограничена Израилем. Только народ Божий Израиль должен участвовать в Иисусе, по замыслу; тем загадочнее оказывается, что этот народ отвергает Иисуса. Самый решающий пункт в развитии этой темы — сцена у Пилата, когда весь народ кричит, проклиная себя: «кровь Его на нас и на детях наших». На этом фоне заключительная сцена с посланием учеников ко всем народам тоже становится программной (28,19‑20): «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Буквальный перевод: «идите, сделайте учениками все народы, крестя их...». Тем самым, Матфей хочет показать, что теперь Бог, в результате отвержения Иисуса большинством Израиля, освободил путь для распространения благовестия среди язычников
[1] например, можно было бы в библейском смысле сказать, что арабы, потомки Измаила, тоже евреи, потому что они - потомки Авраама.
[2] когда ап. Павел, «хвалясь», говорит в послании к Филиппийцам, что он - еврей от евреев, он имеет ввиду своё происхождение из иудеев рассеяния, которые строго придерживались отеческих преданий.
[3] Религию здесь он вслед за Филоном называет философией.
[4] Тогда осел был не символом упрямства, а символом миролюбия, а конь был символом воинственности.
[5] В субботу можно предпринять шаги, чтобы больному человеку не стало хуже, но нельзя было предпринимать, чтобы человеку стало лучше, потому что это считалось бы уже работой, т.к. «творишь новое».
[6] Имеется ввиду пасхальный агнец.
[7] Жертвенный термин.
[8] Его работа «Православное учение о Спасении».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.