Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 98

Что имеется ввиду под «лучшей праведностью», объясняют 6 антитез «Нагорной проповеди» — 5,21-48.

1. По поводу заповеди «не убий»;

2. «не прелюбодействуй»;

3. правило о разводе;

4. о клятвопреступлении;

5. о справедливом мздовоздаянии;

6. о любви к ближнему.

В заповедях Торы надо слышать волю Божию в её безусловности. Эта воля Божия утверждает жизнь и связь (общение) между Богом и людьми и между людьми.

Заповедь «не убий» не ограничивается простым запретом насильственного убийства человека — эта заповедь гласит, что всякое поведение, даже всякая мысль, которая уменьшает жизнь другого человека, противна воле Божией: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». «Рака» — это обычное оскорбление — дурак; «безумный» [морэ,] более серьезное оскорбление, потому что отрицает за человеком всякое знание Бога — это цитата из псалма: «рече безумец в сердце своем — несть Бог» — только безбожник — безумец.

Заповедь о разводе: воле Божией противен не только фактический развод, но даже похотливый взгляд мужчины, который низводит женщину до уровня сексуального объекта.

Сумма закона Божия и в то же время масштаб для толкования — это двойная заповедь о любви к Богу и людям, 22,40: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» — «на этих двух заповедях вися,т закон и пророки», т.е. зависят от этих заповедях.

Эта заповедь выражается в т.н. «золотом правиле» 7,12: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Это правило вместе с принципиальным объяснением неизменности закона в 5‑й главе надо понимать как несомненно программное положение для Матфея.

Иисус рассматривается ещё как воплощение Премудрости Божией, которая, с иудейской точки зрения, представляет собой изначальную творческую волю Божию, которая есть Тора. Можно сказать, что, согласно Матфею, сама Тора видимо является в Израиле.

Адекватная реакция на явление этой высшей воли Божией — Иисуса — это исполнение на деле того, что услышали от Него: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (12,50). Призыв к действию красной нитью проходит через всё Евангелие, но при этом для Матфея абсолютно чуждой остаётся мысль о праведности из дел; хотя мы говорили, что Матфей очень далек от Павла, но по существу у него никакого антагонизма к Павлу нет, потому что праведность из дел Матфею также чужда. Матфей прекрасно знает, что исполнение требований Иисуса не является тем условием, на котором основывается отношение к Богу; общению с Богом может способствовать только принятие Иисуса, принятие новой ситуации, которая открывается в пришествии Иисуса, а не исполнение конкретных требований.

В начале Нагорной проповеди стоят блаженства — обетование Царства Небесного нищим, униженным, которые сознаю,т безвыходность своей ситуации; поскольку теперь Бог присутствует среди Своего народа, постольку теперь возможно новое, соответствующее этом присутствию, поведение. Бог приглашает в Своё Царствие, и этот призыв направлен ко всем в Израиле. Нужно и вести себя в соответствие с этим приглашением — облачиться в свадебный наряд (22,1‑14), а Израиль в своём большинстве не следует этому призыву, поэтому суд на Израилем, согласно Матфею, состоит в том, что Израиль не услышал учения Иисуса, не последовал Ему, не принёс тех плодов, которых от него ожидал Бог, поэтому Бог отберет у него Свой виноградник, отдаст его другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои (21,41).