Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 77

2. Доксологии (славословия). Это формулообразные призывания Бога или Христа чаще всего в конце молитв. Самая известная из проникших в более позднюю рукопись концовка Молитвы Господней: «Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки». Эта доксология отражает раннехристианскую практику — так кончалась всякая молитва.

Рим. 11, 36: Павел дает традиционную иудейскую доксологию: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь».

3. Гимны. Гимн — это важнейшая форма благословения. Здесь богословие высказано не понятийным языком формулы, а языком поэтической хвалы. Формальный признак гимна — описательный образный язык; все гимны — в 3‑м лице, в форме «Он». Для гимнов характерен «парата,ксис» (не «син‑та,ксис») — не сочинение, а подчинение — связь членов через относительное местоимение (который, иже). Для гимнов характерны причастные обороты.

По содержанию гимны говорят о спасении в Боге или во Христе в терминах времени или пространства. Вре,менные или временны,е категории описывают спасительное дело Бога в истории, в историческом развитии, а пространственные формы изображают спасение в различных космических сферах. Временны,е гимны больше характерны для Бога-Отца, пространственные гимны — для Христа. В НЗ множество гимнов, самые древние и самые важные находятся в посланиях Павла, который цитирует эти гимны; иногда цитаты неточны, Павел как‑то видоизменяет их, что‑то добавляет, что‑то убавляет, часто опускает начало гимна, иногда опускает конец гимна; как правило, мы должны восполнять начало.

«Благословен Бог, Который...»

«Благословен Иисус Христос, Который» — эти слова Павел, обычно, опускает.

Гимнов Богу в НЗ сравнительно мало — для хвалы Богу уже существовало множество гимнов (ВЗ‑е псалмы), и всё же Лука дает замечательные примеры гимнов Богу из среды палестинского иудео-христианства (Лк. 1).

Гимн Захарии (Лк. 1, 68‑75): «Благословен Господь Бог Израилев...». Тут явно историческое, временно,е расположение тем и членение по временным периодам. Это — иудео-христианство.

Есть гимны Богу с эллинистическим фоном, например, Еф. 1, 3‑14: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе...»

1 Пет. 1, 3‑5: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому...»

Кол. 1, 12‑14: «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов».

Более многочисленны гимны Христу. Их много уже у Павла, и они очень древние. Они образую важный шаг в развитии языко-христианской христологии. Гимны же Богу носили иудео-христианский характер.

Всем гимнам свойственно, что они представляют трехступенчатую христологию:

а) Христос в предсуществовании (прежде всех времен — Сын Божий, участвовавший как Посредник в творении); представление о пре-временном рождении Сына от Отца ещё не бытовало во времена Нового Завета, это несколько более позднее воззрение, но о вечном предсуществовании в НЗ говорится. «Иже от Отца рожденного прежде всех век» — у нас слово «рождать» вносит некое пространственное представление, это очень опасное слово; по-гречески же — «дал начало», «породил». «Рождать» — «ti,ktw», а порождать, давать начало — «genna,w».

б) Через вочеловечение Он «истощил Сам Себя», «умален», «опустошен», чтобы быть в конце

в) возвышенным и поставленным в положение небесного Господа (ku,rioj).

Эта схема развивалась в языко-христианстве как ответ на существовавший там вопрос о космосе. Эллинистический человек чувствовал себя отчужденным от природы, человеку угрожал весь космос, поэтому спасение представлялось для человека как освобождение от космоса; это освобождение могло произойти только тогда, когда кто‑то извне открыл бы из космоса путь на свободу, потому что космос — это тюрьма. Благодаря представлению о предсуществовании, Христос полагался вне космоса, космос через Него стал быть; Он и является спасителем, освободителем; Он — не от космоса («не от мира»), а вы — от мира, Он — от Бога исшел и вошел в космос, потому смог произвести великий переворот.