Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 38

Во-первых, Он въезжает на осле, в соответствии с Зах. 9, 9. Осел — символ мира. Толпа встречает Его как своего Царя, который вступает в Свою столицу: «Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий,.. сидящий на ослице, на молодом осле, сыне подъяремной».

Народ радуется. От Мессии ожидали многого: прежде всего, что Он войдет в храм, освятит его, прогонит язычников даже из двора язычников, а затем очистит от них весь Иерусалим.

Действительно, после Своего Входа ИХ идет в храм, но вместо того, чтобы удовлетворить чаяниям народа и очистить храм от язычников, ИХ сделал символическую попытку вернуть язычникам единственный двор храма, где им позволено молиться. Мк. 11, 15‑17: «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех язычников, а вы сделали его вертепом разбойников», а разбойниками тогда называли зилотов. Иудейские торговцы, менялы, связанные взятками и поборами с храмовой «мафией», безусловно, играли на национальных религиозных чувствах народа, наживаясь на них. Например, на праздник Пасхи, когда надо было приносить за своё очищение жертву, её надо было предварительно показать левитам, которые определяли непорочность этой жертвы; разумеется, если люди приводили с собой жертвенное животное из‑за стен города, то она всегда объявлялась порочной, так что надо было покупать в храме, куда их привозили предварительно, и в храме это стоило раз в 5 дороже, чем вне храма, зато это проверено и освящено. Очищаться надо, куплю, а на что? Драхмы, динарии нельзя, потому что это — нечистые деньги, там — изображение императора; нужна была специальная храмовая валюта для покупки жертвы при храме; выпускалась серебряная или золотая храмовая монета, а меняли её по безумному грабительскому курсу, и цена за эту овечку увеличивалась раз в 20-30. Представьте себе, как обогащались эти торговцы-посредники и храм, который брал налог с торговли и обмена денег. И всё это под предлогом религиозно-национальной значимости.

ИХ знал, что Он делал, и вряд ли был удивлен, когда узнал, что за Его голову назначена сумма; Он даже не был удивлен, когда один из Его учеников взял деньги от первосвященников. Итак, Он был предан, арестован и привлечён к суду, где речь шла о Его жизни и смерти.

18.2  Суд над Иисусом Христом

Наши Евангелия сообщают нам о двух судах: один перед иудейскими властями (обвинение в религиозном преступлении); другой — перед римским префектом (в Евангелиях он неправильно он назван «прокуратором», он был всего лишь префектом) Понтием Пилатом, где Он обвиняется в политическом преступлении. Иудеи не имели права выносить смертный приговор, а сделать это они хотели; поэтому нужен был приговор римской власти. В двух только случаях иудеи имели право казнить без согласия римской власти, и оба были связаны с храмом: 1. когда язычник переступал порог двора язычников и входил во двор женщин; над вратами двора женщин весела доска (ныне найдена) с надписью на еврейском, латинском и греческом, что всякий, переступающий этот порог, должен помнить, что он рискует своей жизнью и несет ответственность сам; с римлянами была договоренность, что они не трогают святыню иудеев, и если римлянин переступал порог двора женщин, он мог быть казнен без суда. 2. Второй случай — казнь иудея, если он осквернял святыню в храме.

В данном случае не было ни того, ни другого, враги настаивали на богохульстве перед иудейским судом, затем изменяют обвинение, утверждая, что Иисус — политический мятежник, т.е. разбойник, потому что так было легче добиться смертного приговора от римских властей.

Согласно Ин. 18, 12‑14, суд начался в доме Анны. Анна не занимал официальной должности, он был уже на пенсии; поскольку он был бывшим первосвященником, ведущим саддукеем, то он обладал колоссальным влиянием в своей старости, и ниодно важное дело в синедрионе не проходило без его участия или предварительного согласования с ним. У Анны, возможно, был неформальный допрос для того, чтобы составить представление о том, какое обвинение надо предъявить Иисусу.