Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 9

Задача римлян в Палестине была незавидной. Палестина была форпостом империи, границей безопасности против самого страшного имперского врага, и тогда это было Парфянскон царство, которое так символически появляется в книге Апокалипсиса.

Римляне никогда не могли быть уверены в лояльности иудеев. Всё население Римской империи всегда подозревало иудеев в нелояльности, в происках, что вполне объяснимо — они не поклонялись национальным богам, а следовательно желали зла государству, народу, «это из‑за них произошло землетрясение (или извержение Везувия) в прошлом году», «это из‑за них чума напала на Рим — жертву Зевсу не принесли».

Когда римляне поставили правителем Иудеи Ирода Великого (37 год до Р.Х.), они надеялись, что для иудеев будет приемлем этот человек, они доверяли Ироду. Но он тоже был только наполовину иудей.

9.  Ирод Великий

История восхождения Ирода к власти, особенно конца его правления — это классический пример интриги и беспощадности. Как царь он совмещал в себе несовместимые вещи, это была странная смесь блеска и непостижимой глупости. История избиения вифлеемских младенцев после рождения Иисуса во 2‑й главе евангелия от Матфея отлично характеризует характер и поведение Ирода. Всякий оппозиционер или даже просто потенциальный оппозиционер мог рассчитывать на жестокую смерть. Чистка происходила постоянно.

Подобно многим тиранам, он, ничуть не сомневаясь, убивал членов собственной семьи. По его приказу была казнена одна из его жен — Мариамна, были убиты двое из его сыновей: Александр и Аристо,вул, а за 5 дней до собственной незавидной кончины он приказал казнить ещё одного своего сына Антипатра.

И, всё таки, он именовался Великим. За что? В отличие от своих предшественников, Ирод установил мир и порядок на своей территории, т.е. ввел то, что на языке римлян называлось «Pax Romana» — «Римский мир». Кроме того, Ирод осуществлял колоссальную строительную программу: начал строить новый храм и почти довел это дело до конца, хотя мы знаем, что даже во времена Иисуса этот храм не было ещё до конца построен. Этот храм был величественным сооружением — одно из чудес света.

Кроме того, он построил достаточно много новых зданий в Иерусалиме, Кесарии, основал новые города на востоке Империи. Он строил не только в Палестине, а даже в Риме и Испании.

10.  Сыновья Ирода

В 4‑м году до Р.Х. Ирод умер, и его царство было разделено между тремя оставшимися сыновьями. Вообще, вся Иудея была разделена на 4 части, но сыновей осталось только трое.

Иудея, включая Иерусалим, была дана Ироду Архелаю. Он не назывался царем, царя с тех пор не было, а назывался «этнарх», т.е. народоправитель, народоначальник. Архелай протянул 10 лет до 6 года по Р.Х. и получил отставку.

С 6‑го года Иудея приняла статус провинции Римской империи и управлялась ни царем, ни этнархом, а офицером кавалерийского звания. Позднее этот управляющий стал называться прокуратором. Сам прокуратор находился под началом римского правителя Сирии. Нам наиболее известен прокуратор Понтий Пилат, который правил с 26‑го по 36‑й год.

Север Палестины был отдан Ироду Антипе. Он был известен под названием «тетрах» — четвертовластник. Галилея и Перея были его территорией. Там был Назарет, где рос Иисус. Антипа был очень похож на своего отца: хитрый, любил роскошь, был строителем (построил новый город — Тивериада в честь императора Тиберия). Это он казнил Иоанна Крестителя, это он был вовлечен в суд над Иисусом Христом.

Ирод Филипп получил территорию к северо-востоку от Палестины у подножия горы Ермон. Это единственный человек из этих троих, кто был уравновешен и гуманен. Назывался он «тетрарх Итуреи и Трахонитиды». Правил до 34‑го года.

После 6‑го года, когда был смещен Архелай, против римлян в Иудее поднимались постоянные мятежи. Иудеи полностью утратили контроль над делами: не было ни царя, ни этнарха. Римляне совсем прекратили свои попытки понять специфику этого народа, росла коррупция правителей, и, вместе с этим, рос иудейский национализм. Он привел, в конце концов, к мятежу 66‑го года. Этот мятеж был подавлен. Тит в 70‑году разрушил Иерусалим, иудеи были изгнаны из Палестины.