Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 15

Третий источник шифровполитические и общественные события, о которых часто говорили в полуанекдотических формах. Если мы будем смотреть на апокалипсис Иоанна, то мы найдем там отражение многих современных, политических и социальных страхов, надежд, слухов, легенд. Например, знаменитая легенда о «Nero redivirus» — о «Нероне ожившем». Когда был убит, по некоторым сведениям, закончил жизнь самоубийством, император Нерон, то это вызвало большие волнения в империи. Простой народ скорбел, потому что о Нероне помнили как о прекрасном юноше, который так дивно начинал свою императорскую карьеру. А когда он из прекрасного юноши превратился в чудовище, все помнили, что это чудовище все таки обращало свой гнев против богатых и аристократов, и это очень нравилось народу, он был любим народом. Он давал хлеб, он давал зрелища самые жестокие, самые омерзительные, но это и нравится простому народу, поэтому его обожали; и его убийство (или самоубийство) воспринималось как великая трагедия и несчастие Римской Империи. Никто не хотел верить, что Нерон убит. Появились легенды, что он бежал, что он жив. И наконец, он redivius — оживший — явится в Парфии, а Парфия — это самый страшный враг Римской Империи в то время, и вместе с парфянскими царями (10 царей Апокалипсиса), явится оттуда с конницей и поразит своих врагов в Риме: так им и надо. Это простой народ.

С другой стороны, аристократы, пострадавшие от Нерона, а так же христиане (гонения при Нероне) считали, что Нерон — это исчадие ада; легенда о том, что он жив, а не умер, бытовала и среди христиан, но в ином виде: он умер, но оживет сатанинскою силой, восстанет из бездны в виде зверя из земли — антихриста. И эта фигура появляется и всячески обыгрывается в 13, 17 главах книге Апокалипсис. То есть современные политические намеки, анекдоты, легенды, слухи, страхи — все это тоже используется в качестве шифра. Поэтому для того, чтобы понять Апокалипсис или апокалипсисы, необходимо очень тщательно экзегетически исследовать шифрованную систему языка, символическую систему.

Четвертое свойство апокалипсисов. Апокалипсисы, как правило, писались под именами великих лиц прошлого: Енох, Ной, Адам, Моисей, Ездра — все выдающиеся фигуры прошлого, оказывается, писали свои апокалипсисы; Адам, например, написал замечательный апокалипсис. Это псевдонимы; было распространено мнение, что все настоящие пророчества были в прошлом, сейчас уже ничего нет.

Это общая характеристика иудейских апокалипсисов. От них отличается, конечно, наш христианский апокалипсис Иоанна. У Иоанна нет нужды скрывать свое имя, эта книга не приписывается ни какому древнему герою, её автор сам себя называет простым именем Иоанн. Он — современник своих читателей, потому что он выше всех древних апокалипсисов, он на вершине, ему нет нужды скрывать ничего. Все апокалиптические писания были чрезвычайно популярны в первом веке до Р.Х. и в первом веке по Р.Х., потому что эти книги были откликами на тяжелые религиозные реальности, а иногда и на физические реальности жизни в Палестине. Трудные времена, надежда на избавление от иноземного гнета. Римляне владели Палестиной, и одно время казалось, что процветание Израиля зависит от исполнения воли Божией, выраженной в законе: исполняйте закон, соблюдайте его, и все будет хорошо. Но со временем убежденность в такой верности закону начинает пропадать; обстоятельства меняются, и процветание, кажется, больше зависело от коллаборационизма, от сотрудничества с иностранцами, чем от исполнения закона; наоборот, чем больше ты будешь верен закону, тем труднее тебе будет жить, а чем терпимее ты будешь относиться к римлянам, чем больше будешь подчеркивать свою лояльность к римской власти, тем легче тебе будет жить, твое процветание будет зависеть от этого, ты сможешь вести хорошую торговлю и будешь получать какие‑то субсидии, поблажки.

Апокалиптика была как бы реакцией на эту проблему. Почему верность не ведет к процветанию? Почему хорошие люди страдают? Почему Бог не положит конец злу? На эти вопросы апокалиптика отвечает, что трудности носят временный и относительный характер. Глядя на историю из перспективы вечности, мы видим, что добро восторжествует, зло посрамится.