Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 69

Последнее слово Иисуса — это начало 21 псалма-жалобы: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?» (Мк. 15, 34). Этот псалом был самой употребительной иудейской молитвой перед смертью, он изображает ступени богоотдаленности. Бог не отвечает на жалобы:

«Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения» (Пс. 21).

Над молящимся даже смеются люди:

«Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: ’он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему’» (Пс. 21, 7‑8)

Молящийся должен видеть, как его враги делят его одежду по жребию (19 ст.): «делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий».

Но в конце идет ликование о спасении (23‑25 стт.): «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля, ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему».

Можно видеть, что история страстей Иисуса формально сформирована по мотивам подобных псалмов; это — псалом, проецированный на биографическую историю страстей. Несколько примеров.

Тайная вечеря. Иисус говорит: «Один из вас выдаст Меня, — кто ест со Мною» (Мк. 14, 18) — «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40, 10). Эти намеки ещё очевиднее в Ин. 13, 18: «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» — это явная цитата из псалма. Рассказывается, что Иисус Сам протянул предателю кусок хлеба.

Солдаты делят одежду Иисуса (Мк. 15, 24), прохожие смеются над распятым (15, 29‑31), Иисуса поят уксусом (15, 36 — Пс. 68, 22: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом»). При этом, историчность деталей отнюдь не оспаривается, но языковые средства для изображения, — буквальные цитации псалмов, — доставлены псалмами; они дают и литературную основу, и, в то же самое время, толкование.

Итак, уже самая древняя биографическая история Иисуса — не просто биография, и даже не просто житийный отрывок, — это богословская интерпретация истории: Иисус проходит предуказанный Богом путь праведника, Он — возвещенный Богом Праведник, послушный Богу, Он верен Богу, поэтому Бог оправдал Его, приблизил к Себе, исполнил Его ожидание спасения, согласно псалмам, и тайная цель истории страстей (следуя псалмам — спасение) — воскрешение Иисуса. То есть, сама история страстей уже содержит в себе ещё наивно, но все таки выраженную герменевтику смерти Иисуса, как спасительного события.

20.02.98

26.2.2  Литургические формулы

Начались богослужения, заповеданные Самим Иисусом Христом, хотя бы во время Тайной вечери, когда было заповедано совершать Таинство Причащения. Но древняя Церковь естественным образом принимала участие и в синагогальных, и в храмовых богослужениях, одновременно развивала и свои собственные молитвенные собрания — т.н. сина,ксисы. Собрания происходили еженедельно в день памяти Воскресения Иисуса — первый день недели после субботы: в пятницу на закате солнца они прекращали работать, ходили в синагогу, в субботу утром ходили в синагогу, в храм, в субботу вечером, на закате солнца, они собирались уже как собственно Церковь, а также в воскресенье, в первый день недели, на восходе.

Содержание богослужения — прежде всего, ликование по поводу новой жизни Иисуса, по поводу Его Воскресения, празднование его таинственного присутствия (parousi,a) в евхаристической трапезе, когда можно Его видеть под видом хлеба и вина, касаться и причащаться Его.