Но против такого происхождения говорит тот факт, что слово «евангелие» в НЗ никогда не употребляется в полемическом контексте спора с таким политическим «евангелием».
2. Ветхий Завет. Это действительный источник слова «евангелие» Прежде всего, пророчество девтеро-Исаии. Ис. 52, 7: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: ‘воцарился Бог твой!’». Здесь идет речь о глашатае (благовестнике), который публично провозглашает близкое воцарение Бога, возглашает спасительную весть о свободе. Если Бог воцарился, то избавил Свой народ от рабства. Из Исаии слово «евангелие» широко распространилось в иудействе, где обозначало: «ангельская весть» (спасительная божественная весть через ангела), «в откровении» (проповедь откровения), «пророчество» (и пророчество о спасении, и о гибели равным образом именовались «евангелием», потому что всякая пророческая весть исходит от Бога, что бы она ни несла). Христианское словоупотребление идет именно из этого источника, и это легко показать тем, что Павел в послании к Римлянам (10, 15) сам говорит об этом, примыкая к этой традиции: «...Как слышать без возвещающего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» Не дословно, но апостол Павел цитирует здесь Исаию.
В раннем христианстве это слово появляется в миссии. На миссионерском языке понятие «евангелие» сначала служила обозначением христианской вести, авторизованной Самим Богом. Эта весть обязывает, ибо это возвещение о спасительном событии, которое происходит или начинается уже сейчас. Итак, автор евангелия Сам Бог, евангелие обязывает (ставит перед выбором), провозглашает действующее уже сейчас спасительное события. Самое главное, что оно от Бога и возвещает спасение.
Акцент может быть на процессе возвещения или на содержании вести. Например, Рим. 1, 1: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию» — т.е. «отделенный для евангелия» («avfwrisme,noj eivj euvagge,lion qeou/»). Или 1 Кор. 9, 14 Павел говорит, что он не живет от евангелия — не зарабатывает на евангелии — ясно, что здесь имеется ввиду деятельность вестника, то, что у нас переводится «благовествование».
Но чаще всего речь идет о содержании евангелия — о спасительном действии Божием в Иисусе Христе через крест и воскрешение. В этом смысле говорится о благовестии. Надо отличать благовествование как акт и благовестие как содержание. В этом смысле и говорится о «евангелии Иисуса Христа» как содержании вести об Иисусе Христе.
Важное свидетельство для понимания евангелия — «формула веры» в 1 Кор. 15, 3‑5: «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати». В 1‑м же стихе говорится, что ап. Павел благовествовал им, и здесь он приводит это благовествование. Центральным событием для веры, основанием веры названа смерть Иисуса Христа за нас, Его погребение и явления. Павел называет эту формулу «евангелием», которое он устно передал Церквам. Это евангелие есть фундамент веры. Согласно этому евангелию, евангелие есть спасительное действие Бога, весть о спасительном действии Бога во Христе. Это — содержание. Выражаться же оно могло из разных элементов, взятых в разных преданиях, например, христологические формулы (Рим. 1, 3-4), предания слов Иисуса Христа, рассказы о деяниях Иисуса — всё это может свидетельствовать о спасении во Христе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.