Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 25

Но какой Спаситель? Который прогонит римлян, чего ожидали евреи? Нет, потому что за этим следует другая цитата из Библии: «evn soi. euvdo,khsa» — «в Тебе благоволи,х». Это цитата из пророка Исаии, где говорится о страдающем Рабе Божием: «к Тебе благоволит душа Моя». Это слышало всякое образованное ухо, а иудеи того времени были достаточно образованы в Писании.

Таким образом, этот голос говорит: «Ты Христос, но не тот Христос, Который возьмет меч в руки, а который пострадает за людей».

Эту весть Иисус слышит с небес, воспринимает это в Духе как Своё задание на земле. Он — Спаситель, но такой Спаситель, Которого не поймут и не примут в Его окружении, ибо Ему надлежит пострадать. Этого не слышат окружающие, поэтому Марк говорит, что Он слышал голос. Если бы все услышали это, тогда Петр не противился бы этому, и Иисус не назвал бы его сатаной. Никто не слышит, не знает и не понимает этого, понимает только Он и идет по пути страдания.

Зачем было креститься Иисусу Христу, если Он был безгрешным. Было несколько объяснений. Говорили о том, что Иисус отождествляет Себя с кающимися грешниками, что Он не отделяет Себя от народа, знает о том, что Он безгрешный, но хочет быть таким, как все, чтобы все Его приняли. Это морализирующее объяснение, к богословию не имеющее никакого отношения.

Крещение — это один из моментов т.н. «ке,носиса» или, как у нас не очень хорошо переводят «самоуничижения» (Флп. 2, 6‑11), т.е. отказа от Своих божественных преимуществ ради всего человечества.

Иисус, будучи безгрешным по Своему естеству и происхождению, подвергает Себя кеносису тем, что берет на Себя грехи всего человечества. Это не значит, что Он становится грешным, а невинно берет на Себя следствия греха: физическая ограниченность, несвобода, страдательность, смертность, в т.ч. покаяние. Если бы не было греха, не было бы и нашего покаяния, покаяние есть следствие нашей греховности. И это следствие, как и все остальные: голод, жажду, наготу, смерть, Иисус берет на Себя.

Лекция № 4. 3.10.97

16.  Искушения Иисуса Христа.

Все три синоптических Евангелия говорят, что немедленно после крещения Иисус испытал искушения. Смысл искушения, так же как и крещения, состоял в кенозисе. Он стал нашим грехом, что бы мы были Его праведностью, в Нем убит наш грех, то есть Бог взял на Себя следствия нашей греховности, нашей плотяности, а следовательно, хотя у Него личных грехов не было, но последствия грехопадения Он все взял на Себя: страданиe, смерть, покаяние, искушение.

Искушения Иисуса Христа существуют у нас в двух вариантах предания, которые радикально отличны между собой, единственно что объединяет эти предания — искушение. Искушения относятся к так называемым мессианским историям, это маленький богословский трактат, вскрывающий смысл Иисуса, как Христа.

В самом древнем Евангелие от Марка (1, 12‑13) всего два коротких стиха. После того, как Иисус был крещен, и услышал глас с Небес, который возвещает о Его грядущих страданиях, «немедленно после того Дух ведет Его в пустыню, и был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями. И ангелы служили Ему».

Нам рисуется апокалиптическая картина, то есть здесь используется апокалиптический язык особого богословия в метафорах. Значит «немедленно после того», — после Крещения. Дух не ведет, а в греческом стоит evkba,llei — выталкивает, резкое движение. Это — не описание материального действия. Глагол имеет чисто богословское значения, то есть Дух настолько тесно соединился с Иисусом Христом, что Он же руководит Им, Его человеческая природа уже не просто человеческая природа, она одухотворена, вся пронизана Духом так, что что бы она ни делала, это Дух ведет, Сила Божия выталкивает, выбрасывает. У Марка всегда все резко, энергично, в отличие от других Евангелий.

«Выталкивает Его в пустыню». «Пустыня» это место искушений и место блуждания Израиля, вышедшего из Египта в землю обетования в течение 40 лет. Число «40» становится апокалиптическим числом, означающим время испытания, время достижения земли обетованной, время искушений. Дней или лет имеет чисто символическое значение.