Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 39

Синедрион — высший совет, 70 членов. Не имел права собираться до рассвета. Как только наступило утро, его члены немедленно были созваны в дом Каиафы. Об этом говорит Мк. 14, 53 — 15, 1. Иисус отказывается отвечать на вопросы, а свидетели разошлись в показаниях. Тогда Каиафа задаёт прямой вопрос с требованием клятвы: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (Мк. 14, 61). На это ИХ отвечает: «Аз есмь» (14, 62) и добавляет: «и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных». Это слова из пророка Даниила говорили, что ИХ считает себя сверхъестественным Божественным посланником и убеждают весь синедрион в виновности Иисуса, потому что какой же этот Сын Человеческий — посланник?

Но вряд ли именно притязания на мессианство делало Его столь ненавистным в их глазах? Многие из них приветствовали бы политического лидера, который бы, действительно, был тем, кого они ждут, и нанёс бы поражение римлянам. Их шокировал Его вид, их шокировало то, каким Мессией Он претендовал быть (не от мира сего).

Лекция НЗ 24.10

После допроса у иудеев Иисус был повлечен на суд Пилата. При этом, все обвинения религиозного характера перед Пилатом не имели никакого значения, поэтому сначала иудеи желали, чтобы Пилат вообще не допрашивал Иисуса, а утвердил Его виновность, об этом говорится в Евангелиях. А когда Пилат отказался просто так утвердить виновность Иисуса и захотел услышать, в чем же его обвиняют, то Его обвинения были очень хитрым образом изменены и превратились в политические:

1.  Что Иисус развращал иудейский народ. При этом, обвинители имели ввиду «про себя», что Иисус нарушает иудейское законодательство и обычаи, которых они придерживались, но, сказав, что Он «развращает» — почти ничего не сказать, и они хотели, чтобы Пилат понял это в смысле «отвращает от лояльности по отношению к Риму и императору».

2.  Что Иисус запрещает платить подати. Это ложь. Это было обычным обвинением против зилотов.

3.  Что Иисус присваивает Себе титул царя. Это имел право сделать только римский сенат (Ирод стал царем только после утверждения сената). Был ли в то время в Иудее царь? Не было, и если Евангелие иногда называет царем Ирода Антипу, то это — ошибка. Он был тетрархом.

После допроса Иисуса Пилат понял, что хотя Иисус и мог оскорблять чувствительность Иудеев, римских законов Он никаким образом не нарушал. Может быть, Он и называл Себя царем, но это был не такой царь, который мог бы угрожать власти кесаря. Поэтому Пилат отвечает иудеям, что не находит в Нем вины (Лк. 23, 13 и далее). Но Пилат понимал, что задевать иудейские власти было весьма опасно, и Пилат был пойман в умно расставленную ловушку: с одной стороны, он мог оправдать Иисуса, но рисковал бунтом, а это могло не понравиться его начальству, с другой стороны, но он мог и приговорить Иисуса, пусть и проведет он остаток жизни с нечистой совестью. Страх перед иудейским бунтом одержал верх тогда, когда толпа заявила ему (Ин. 19, 12): «С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». Этого Пилат уже не мог вынести, он не желал, чтобы на него в Рим летели доносы, их и так было больше, чем достаточно.

Иисус был распят, и, как принято в таких случаях, ко кресту была прибита дощечка с извещением о Его вине. Ин. 19, 19: «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский». Если мы точно будем переводить, то: «...Иисус Назорей, Царь Иудеев», а «Царь Иудеев», — действительно, вина, потому что это — официальный титул, который мог быть дарован только сенатом. Если бы там стояло «Царь Иуды» или «Царь Израилев», это не было бы виной.