Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 56

Кто хочет познакомиться с теорией двух источников поподробнее, может обратиться к статье Лёзова в предисловии к «Каноническим Евангелиям»; у Лёзова тж. вышла книжка о Евангелии от Марка, где эта теория подробно излагается; кроме того, в прошлом году была сделана кандидатская работа о. Николая Пашкова, там эта теория разбирается на нескольких очень интересных примерах подробнейшим образом.

Если сейчас литературная критика занимается тем, что подчищает единичные непонятные моменты в Евангелиях, не надо думать, что она ограничивается только синоптическими Евангелиями. Источниковедческая работа была проделана также с Евангелием от Иоанна и с книгой Апокалипсис (наиболее интересная работа была проделана с Апокалипсисом), кроме того, можно повергнуть источниковедческому анализу ап. Павла настолько, насколько у него что‑то цитируется помимо его собственных мыслей, и книгу Деяний. Но интереснее всего синоптические Евангелия.

В черновую это было закончено в 1899 году. С начала ХХ века развивается новый метод исследования Евангелий — метод Истории форм.

24.  История форм

Прежние века считали, что историческая ценность текста тем больше, чем текст древнее, чем ближе создание текста к жизни Иисуса Христа, тем больше мы можем найти сведений об Иисусе в этом тексте.

Но в ХХ веке это мнение было поколеблено немецким ученым по имени Wilhelm Wrede (1859-1906). Это был известный новозаветный библеист, в 1901 году он издал книгу о Евангелии от Марка, где описал феномен т.н. «Messiasgeheimnis» — мессианской тайны. Литературная критика, результат которой мы видели выше, к концу XIX века убедила весь научный мир в том, что Евангелие от Марка древнее, чем Евангелие от Матфея и от Луки. Раз древнее, значит подлиннее, более исторично, ибо оно ближе к жизни Иисуса? Но Wrede в своей книге о Марке доказал, что Евангелие от Марка вовсе не простое свидетельское описание, это богословское сочинение, а не история (во всяком случае, не только история), это сочинение полностью догматизировано. Это показано на нескольких примерах, наиболее яркий пример — это Messiasgeheimnis — феномен, который содержится в Мк., и которого нет в других Евангелиях. Именно в этом Евангелии Иисус при исповедании Его Христом строго настрого запрещает говорить об этом окружающим: людям и бесам; люди непослушные, всё равно всё разглашают, а бесы слушаются, и никому ничего не говорят. Кроме того, феномен таинственного мессианства виден в некоторых других чертах: непонимание учеников и т.д.

Как ни объяснять этот феномен, совершенно ясно, что это богословский мотив, а не чисто исторический. Т.о. было показано, что Мк. — это не просто история, а догматическое богословское сочинение в той или иной степени, и Марка невозможно было считать чистым историческим свидетельством об Иисусе, во многих чертах это не портрет, а икона. Wrede говорил, что Евангелие от Марка относится скорее к сфере истории христианской догматики, чем к истории, и «Messiasgeheimnis» — это элемент христологии.

Вслед за этим появляется мнение, что недогматического предания об Иисусе просто не существовало; предание возникло уже в послепасхальное время в результате отождествления Иисуса с Господом; т.е. появился исторический скепсис — если уж Марк не может доподлинно говорить нам об историческом Иисусе, то, наверное, чисто исторического предания об Иисусе вообще не было, с самого начала это была догматика.

Вторая работа (1911), которая положила ступень в исторических исследованиях, принадлежит Julius’у Wellhausen’у (1844-1918), он написал комментарии к синоптическим Евангелиям. Его выводы.

Очень ценный вывод: предание следует отличать от редакции (редакторской деятельности Евангелистов). Впоследствии этот вывод Wellhausen’a будет широко использован при создании библейского богословия.

Второй вывод: Евангелисты вносили изменения и в само предание, в саму традицию.

Третий вывод, подобный тому, который делал Wrede, источники Евангелий определяются не только историей, но и верой, и мировоззрением — здесь история и догматика соединяются.