Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 40

Иудеи были удовлетворены, потому что притязание быть царем для них означало притязанием на мессианство, а римляне были удовлетворены потому, что они считали, что Иисус был достоин казни как революционно настроенный оппозиционер к официальной власти. Для тех и других распятие было делом обычным в те времена, это уже гораздо позже распятие превратилось во что‑то потустороннее. Распятие в Римской империи было запрещено лишь со времен Константина Великого; хотя распятия продолжали практиковаться в восточных странах, но в Риме постепенно поколение за поколением забывали даже, как происходило распятие, и это мы видим даже из иконописи, где гвозди изображаются вбитыми не туда, где они должны были быть по-настоящему.

Как только тело Иисуса было запечатано в гробнице, иудеи могли вернуться к нормальной жизни и благодарить Бога, что ещё одна «неприятная помеха» устранена с пути их «нормальной» жизни. Но она не была устранена. Для древних христиан событие распятие было не только историческим, но оно имело и огромное религиозное значение в свете последующего Воскресения.

18.3  Религиозное значение смерти Иисуса

Первые поколения христиан придавали смерти Иисуса столь большое значение, что, когда мы открываем 1 Кор., мы видим, что он говорит, что не желает знать ничего, кроме Креста Господа — всё Евангелие для него заключалось в Кресте, этой великой тайне. Итак, христиане убеждены, что крестная смерть произвела глубокое воздействие на их жизнь. После смерти и Воскресения их жизнь стала полна новым смыслом именно благодаря тому, что было сделано Богом чрез Иисуса на Кресте. Люди пытались выразить это различным образом. Поскольку речь идет о Божественной премудрости, о такой тайне, которая не подвластна рациональному объяснению, то пытались изобразить свои ощущения и перемены в своей жизни различным образным путем. Например, говорилось, что «им прощены грехи» или «они нашли покой своим душам» или «они были примирены с Богом». Всё это образы, за которыми стоит живой религиозный опыт, который нельзя ощутить в его буквальности. Все были уверены, что то, что происходит с ними после 50‑цы, — такая же реальность, какой была жизнь Иисуса, Его смерть и Воскресение. В некотором отношении первые христиане знали об этой реальности лучше нас, но как всё это объяснить другим людям, для того, чтобы они поняли?

Посмотрим на различные фигуры речи для описания смысла смерти на Кресте. Их много: «жертва за нас», «смерть за наши грехи», «искупление», «оправдание». Каждое из этих словосочетаний выражает что‑то из понимания смерти Иисуса, какое было у древних христиан. Но мы должны, произнося их, помнить, что эти высказывания — только образы, аналогии, символы в обычном понимании, и всегда важно не слишком подчеркивать буквальность метафоры, потому что метафора всегда имеет лишь иллюстративную природу, иначе, заходя слишком далеко в аналогиях, мы можем приходить к абсурду. Это видно на любом примере, например, антропоморфические метафоры, когда мы говорим о Боге. Мы их произносим, не особо задумываясь об их буквальности, таково уж свойство человеческого мышления — когда он думает о вещах невидимых, он пытается всё это представить образно, используя иллюстрации из живой природы: Бог всё сотворил рукою своею — прекрасный образ, но если пойти дальше: сколько у Него пальцев, какой длины ногти, часто ли Он их стрижет — мы будем кощунствовать. Также и здесь, когда мы говорим о жертве, о наказании за грехи, об искуплении, об оправдании, мы должны помнить, что это — образы, взятые из литургической, исторической и реальной жизни.

Кроме того, богословие Нового Завета скорее похоже на пейзаж, на картину, и как в пейзаже присутствует много предметов, объединенных общей невыразимой идеей, много деталей, глаз может останавливаться на одной, на другой детали, но важно рассматривать каждую деталь в контексте других, в контексте целого. Также каждая из метафор в НЗ отражает лишь элемент истины, но ниодна из них не содержит в себе всю полноту истины.