Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 97

Евангелие от Матфея обнаруживает свой иудео-христианский характер более, чем другие Евангелия. Это обнаруживается уже в христологии. Здесь Иисус изображен как обетованный Спаситель народа Израиля; Он — Сын Божий и в то же время особым образом избранный Богом эсхатологический Сын Давидов. Формально сыновство Давиду обосновано законным наследованием, как это показывает родословие; происхождение Иисуса возводится к Давиду через законного отца Иосифа. Сын Божий Иисус только через поставление от Бога, и это становится известным во время Крещения. Богосыновство — это непосредственное общение с Богом; Иисус подтверждает своё богосыновство сначала в искушении (символически, через послушание), а затем полностью и окончательно в смерти на Кресте. Поскольку Сын Давидов, Иисус из Назарета, через Своё послушание особо близок к Богу, Он и есть обетованный Спаситель Израиля. В этом смысле толкуется имя «Иисус»: «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»«Иешуа» — «Бог Спасает». В такой же связи толкуется имя «Эммануил» — «С нами Бог» (Ис. 7,14) — это как бы программное обобщение, содержание посланничества Иисуса — в Иисусе Бог, как Спаситель, присутствует среди Своего народа.

Это присутствие Божие в Иисусе у Марка было таинственным, невидимым, непонятным и непонятым. У Матфея это видимое, публично осязаемое присутствие. Бог в Иисусе обнаруживает Себя через помощь больным, несчастным; через Иисуса Бог избавляет Свой народ от его болезней и немощей (8,17): «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни». На вопрос Крестителя, Он ли обещанный, Иисус отвечает: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (11,4‑5) — не «нищие благовествуют», а «нищим благовествуют» или «нищим возвещается благовестие» — нищие слышат благую весть и радуются.

Цикл чудес (8‑9 глл.). В делах Иисуса становится видимой милостивая помощь Божия к Своему народу; Бог является публично в народе (с нами Бог). Чудеса в этом Евангелии занимают не такое значительное место, как в Евангелии от Марка; прежде всего, Бог является к народу не в чудесах, а в учении Иисуса; именно в учении является окончательное и последнее как бы новое дарование (на самом деле истолкование) Закона. Иисус — Учитель — единственный и последний, эсхатологический.

Закон в этом Евангелии оценивается безгранично позитивно. И в этом смысле Матфей (и послание Иакова) занимают теоретически наиболее далекую от апостола Павла позицию. Между Иисусом и Законом нет никакого напряжения, не говоря уже об антагонизме; напротив, Иисус — это Тот, Кто заново открывает людям Тору, первоначальный её смысл.

5,17‑20: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Здесь «нарушить» значит «неправильно истолковать», «исполнить» — «дать правильное толкование Закона». В толковании Иисуса является на свет благая воля Божия, которая была, оказывается, до сих пор скрыта, затемнена в Израиле ходовыми толкованиями (прежде всего, в Халахе,, которая составит Талмуд). Ввиду того, что началось Царство Небесное (Матфей никогда не говорит «Царствие Божие»), поэтому становится возможным и необходимым исполнять Закон, делать то, чего Закон требует от людей первоначально. Поэтому Иисус требует в Нагорной проповеди такой праведности, которая лучше праведности фарисеев и книжников — 5,20: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Необходимо исполнять Закон согласно с лучшей праведностью, т.е. согласно с лучшим толкованием, в связи с тем, что Царство Небесное уже наступает вместе с пришествием Иисуса.