Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 92

28.2.3  Содержание Евангелия

1,1-13 — Вступление. Включает в себя описание Иоанна Крестителя, Крещение и искушение.

1,14-8,26 — первая основная часть: публичная деятельность Иисуса Христа в Галилее и окрестностях; эту первую основную часть можно разделить на три подчасти:

а) 1,14-3,12: деятельность Иисуса «со властью»: начальная проповедь (1,14‑15), призвание первых учеников (1,16‑20), первый день в Капернауме (1,21-34), первые конфликты (2,1-3,6);

б) 3,13-6,6а — учение и чудеса Иисуса: назначение 12‑ти учеников, поучение в притчах, усмирение бури, выговор ученикам по этому поводу, исцеление кровоточивой, воскрешение мертвой, отвержение родственниками в Назарете;

в) 6,6б-8,26 — путешествие по Галилее и севернее её: послание учеников, кончина Иоанна Крестителя, два сообщения о насыщении большой толпы, отверзание слуха глухому и зрения слепому, неверие учеников.

8,27-16,8 — вторая основная часть: путь ко Кресту, тоже можно выделить три ступени:

а) 8,27-10,52 — путь в Иерусалим: три предсказания страстей, исповедание Петра и выговор Петру, поучение ученикам о том, кто больше и о служении, Преображение, новый упрек ученикам и исцеление слепого в Иерихоне;

б) 11,1-13,37 — Иерусалим: вход, очищение Храма, проклятие смоковницы, вопрос о власти, полемика с фарисеями, похвала бедной вдове и эсхатологическая речь;

в) 14,1-16,8 — страсти, смерть и пустая гробница.

28.2.4  Богословские темы и акценты

Центральная тематика всего Евангелия — христология. Иисус изображается как Сын Божий — т.е. как особый избранник Божий, в Чьём явлении Бог делает видимой Свою славу, т.е. Своё присутствие. Уже в самом начале Евангелия во время Крещения Бог небесным голосом провозглашает: «Ты — Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Последнее выражение — семитизм, который означает: «Которого Я избрал».

Ещё в двух местах выражение «Сын Божий» обретает большое значение:

а) сцена Преображения (9,2‑13); здесь ученики видят Иисуса в небесной славе и слышат небесный голос, который им говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте» (9,7);

б) под Крестом, когда римский сотник, свидетель смерти Иисуса, провозглашает исповедание: «Истинно Человек сей был Сын Божий» (15,39); это был первый человек, который узнал, Кем был Иисус в действительности — особым избранником Божиим.

Ап. Павел в Рим. 1, 3 подчеркивает, что уже земной Иисус был Сыном Божиим. Павел в Рим. 1, 3‑4 более древнее, чем Марк и сам Павел, иудео-христианское исповедание: «родился от семени Давидова по плоти и открылся (назначен) Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» — только после воскресения Он стал Сыном Божиим — это древнейшее исповедание. Но Павел поправляет его и говорит, что это Евангелие о Сыне Божием (1, 3). То же самое делает Марк. Уже при земной жизни Иисус Христос был Сыном Божиим, по меньшей мере, от Крещения.

Предполагал ли Марк предсуществование Сына Божия, как это в Евангелии от Иоанна или в позднем послании апостола Павла, предполагал ли он посредничество Иисуса в творении, это из Евангелия мы не видим (скорее, раз он не говорит об этом, то он так и не думал).

Есть одна существенная особенность Евангелия от Марка, которая была обнаружена немецким экзегетом Вильге,льмом Врэ,де (Wilhelm Wrede), который в 1901 году написал книгу о Евангелии от Марка, где обнаружил такой феномен, который он назвал «Мессианская тайна» или «Тайна Мессии». Wrede описал феномен постоянного колебания в этом Евангелии между открытостью Иисуса для всех и таинственной сокровенностью Его сущности как Сына Божия: открытость и одновременно закрытость. Это было заметно всем и раньше, начиная от Иоанна Златоуста, но Wrede первым понял, что здесь идет речь не об отражении исторической реальности, а о догматике самого евангелиста, о некоей христологической теории. Может быть, это была теория самого Марка, либо какого‑либо из его предшественников.