Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 41

1. Первая метафора: «победа над силами зла». Это милитаристская метафора — война. Особенно часто это видим у ап. Павла и ещё чаще в Апокалипсисе. Вся жизнь Иисуса показана в Евангелиях как служение борьбы против зла. В искушении Иисус встретил врага Божия диавола. Более того, если мы читаем 2‑ю главу Евангелия от Матфея, мы видим, что рождается Младенец, и тут же силы зла ополчаются против него: приходят волхвы поклониться родившемуся Царю, а Ирод уже замышляет убийство, и пособниками его выступают иудейские «мудрецы», которые подсказывают ему: «в Вифлееме». Чем дальше, тем больше. А чудеса, которые творит Иисус в целях освобождения людей от власти зла. Чудеса, по большей части исцеления, имеют здесь двойную функцию. Во-первых, они показывают Иисуса как милостивого Человека, который принимает участие в человеческих страданиях, но всех не вылечишь таким путем, да и, к тому же, подобных чудотворцев было достаточно помимо Иисуса Христа; не это самое главное, и об этом уже говорится во втором искушении — чудотворение — это не цель прихода Иисуса на землю, и чудеса выполняют функцию знамений избавления от зла и от власти греха. Всю Свою жизнь Иисус рассматривал именно как усилие одержать победу над этими злыми силами, которые господствуют в мире. И Крест рассматривается как последняя и решающая битва против сил зла. Несмотря на видимое поражение Иисуса на Кресте, результат был за Ним — это полная победа над грехом и смертью в Воскресении. Сам Иисус Христос об этом говорил. Он говорил о Своей смерти (Ин. 12, 31): «ныне князь мира сего изгнан будет вон».

Картина Креста как символа победы над злом часто встречается в гимнографии (особенно пасхальной), иконографии, но понимание смерти Иисуса в терминах победы оставляет без ответа важный вопрос: если Иисус восторжествовал над грехом в смерти и Воскресении, то почему в мире до сих пор так много зла? Богословски этот вопрос достаточно простой, но для народа объяснять бывает достаточно трудно. В проповедническом тоне объяснял это один французский богослов Оска,р Ку,льман (Cullmann) (нач. XX века). Он отвечает на этот вопрос, используя военную терминологию. Он указывает, что на войне обычно бывает решающий, поворотный момент, который определяет результат. Он называет его «определяющий» (determination) день. Но окончательная победа называет в день «V» (victoir — победа), он может быть гораздо позже. День распятия Иисуса понимается именно как поворотный момент, когда старое начинает уже исчезать, новое уже входит. Это — поворотный момент в войне Бога против греха. Но последний день ещё должен прийти, когда всё будет покорено Иисусу, и зло будет побеждено окончательно.

2. Следующая метафора — смерть как «жертва». Для иудеев было вполне естественно использовать образ жертвы. Принесение в жертву животных было частью частью религиозного ритуала, и жертвенный язык в НЗ используется в связи с Крестом. Видя Иисуса, Иоанн Креститель восклицает: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1, 29). Или ап. Павел говорит: «Пасха[6] наша Христос» (1 Кор. 5, 7). Ап. Петр (1Пет. 1, 19) описывает Иисуса как «непорочного (a;mwmoj)[7] и чистого Агнца». Автор послания к Евреям прилагает очень большие усилия, чтобы показать, что Иисус исполнил весь жертвенный культ иудейства.

Сегодня этот образ вызывает у нас два вопроса:

а) Что за Агнец имеется ввиду, с каким Агнцем сравнивается Иисус. Поскольку люди сознавали, что их грехи были удалены смертью Иисуса, они чувствовали себя свободными от грехов, то, естественно, фон для этого языка, для понимания Агнца, надо видеть в жертвах за грех в Ветхом Завете. Лев. 5, 17‑18: если кто согрешит, и «понесет на себе грех, пусть принесет к священнику в жертву повинности овна без порока, по оценке твоей, и загладит священник проступок его, в чем он преступил по неведению, и прощено будет ему». Хорошо известно также событие Пасхи (Исхода), когда Израильский народ освобожден был от египетского рабства, и в этом событии большое значение играло жертвоприношение агнца. Иисус Сам сравнивал Свою смерть с ежегодной смертью пасхальных агнцев (в разборе Тайной Вечери мы увидим это). Он напоминал Своим ученикам: то, что Ему предстояло совершить на Кресте, должно быть поворотным пунктом в их жизни, как Пасха была поворотным пунктом в жизни их народа.