31.03.98
Евангелия, в отличие от посланий Павла, являются анонимными произведениями, они прямо не указывают на автора и на ситуацию своего возникновения, поэтому обо всём этом мы вынуждены заключать из самого текста, из языка, из содержания, а поздние надписания к Евангелиям («от Марка святое благовествование») возникли во II веке: «kata Markwn» — имеется ввиду Иоанн Марк, иерусалимский иудео-христианин, который упоминается в Деян. 12, 12: Петр «пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились». Этот же Марк, как мы знаем из книги Деяний, сопровождал апостола Павла во время его первого миссионерского путешествия из Антиохии до Кипра (Деян. 13) и позже в узах (Филимону 24 ст.) тоже упоминается Марк. Мы знаем об их сложных отношениях с Павлом, Павел был недоволен, отказался брать его во второе миссионерское путешествие, но затем они примирились.
Он также упоминается в 1 Пет. 5, 13: «Приветствует вас избранная, подобно [вам, церковь] в Вавилоне и Марк, сын мой». Считается, что это послание написано из Рима — т.е. Марк пребывает с Петром в Риме.
В этом же направлении указывают и свидетельства епископа Папия Иерапольского (II): «Марк был спутником Павла и истолкователем (или переводчиком) Петра». Папий говорит, что Марк по памяти тщательно записал то, что ему рассказывал апостол, впрочем, не по порядку. Согласно Папию, Марк написал Евангелие после смерти Петра (вспоминал, поэтому записал не по порядку). Позже, с возрастанием вполне естественной тенденции основывать канонические Евангелия на апостольский авторитет, дата написания Евангелия от Марка с конца 60‑х годов сдвигается ближе к середине 60‑х годов: сначала пишут, что Петр уже при жизни прочитал это Евангелие и одобрил его, затем появляются более поздние сообщения, что Петр продиктовал это Евангелие Марку, а позже, что едва ли не сам он и написал его, почему это Евангелие иногда и называлось «Евангелием от Петра». Более вероятны самые ранние сведения о том, что Марк пишет Евангелие по памяти после смерти апостола Петра.
Это традиционные церковные сообщения, но у науки возникают какие‑то сомнения по поводу Иоанна Марка Иерусалимского. Дело в том, что язык и богословие этого Евангелия говорят против авторства палестинского иудео-христианина. Например, ошибочность географических данных в этом Евангелии: автор пишет о Галилее, Иудее не по собственным знаниям и впечатлениям. Почему же авторство этого Евангелия приписано Марку? Очевидно, за этим стояло намерение поставить этот текст под апостольский авторитет пусть не прямо, потому что ясно, что это Евангелие не происходит от апостолов. Есть 2 момента:
1. Это Евангелие происходит из Рима (это очевидно из текста);
2. Оно связано каким‑то образом с Петром, а Петр имеет при себе Марка.
Видимо, поэтому Евангелие приписано Марку.
Есть повод предполагать, что это Евангелие возникло в той церковной сфере, где Иоанн Марк был признанным авторитетом; скорее всего, это была Сирия. Это предположение подтверждается географическими и другие внутренними данными этого Евангелия. Предполагают столицу Сирии — Антиохию, может быть даже восточные сельские области Сирии.
Предполагается, что автор этого Евангелия языко-христианин, а не иудео-христианин Иоанн Марк, потому что иудейские обычаи этому евангелисту чужды; он их описывает для своего читателя с перспективой человека внешнего. Например, когда он говорит об омовении рук перед обедом, то объясняет: все фарисеи держат предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук (7, 3) — иудео-христианин так обычно не писал.
Об авторе этого Евангелия существуют разные мнения, ясно, что он пишет, по всей видимости, из перспективы Рима. Обилие латинизмов в этом Евангелии, которые в других Евангелиях отсутствуют, также говорит об этом и то, что он греческие монеты объясняет римскими монетами: лепты объясняет через кодранты (римская монета, которая не ходила на Востоке).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.