Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 70

Интересный момент в Евангелии от Иоанна: когда Мария Магдалина видит садовника, не узнавая в Нем Иисуса Христа, Иисус говорит ей: Мария, она, оборачиваясь, говорит: раввуни. Она, видимо, бросается к Нему, но Он её останавливает и говорит: не касайся Меня, ибо я не взошел ещё к Отцу Моему. «Не касайся» можно и переводить по-разному. «Mh, mou a[ptou» — может означать «не цепляйся, не хватай или не удерживай», и есть такие объяснения: не удерживай Меня, Мне надо ещё к Отцу, не держи Меня на земле, Я восхожу в сферу духовную. Но большинство толкуют иначе — как касаться, чувственно воспринимать.

Буквально через несколько стихов Фоме предлагается коснуться, значит, Он уже взошел к Отцу?

Самое толковое объяснение, которое я нашел, — у еп. Кассиана Безобразова: у Иоанна сообщения о послепасхальных событиях даны в спрессованном виде: когда в начале 21‑й главы говорится о явлениях Иисуса Своим ученикам (на берегу), говорится о том, что уже в третий раз явился Он (на земле): первый раз — ученикам без Фомы, второй раз — с Фомой, а теперь третий раз, про явление Марии Магдалине ничего не говорится, потому что оно не относится в этом Евангелии к явлениям, Он ещё не взошел к Отцу. Промежуток времени между воскресением и вознесением к Отцу — это тот период, когда, по всей видимости, невозможно было чувственное общение с Иисусом, оно стало возможным только после того, как Иисус послал Своим ученикам «Другого Утешителя», — т.е. пришел к ним в Духе. Епископ Кассиан считает, что почти все рассказы у Иоанна носят двойной характер: с одной стороны, это — исторические зарисовки, но в гораздо большей степени это символические рассказы, которые говорят о чем‑то ином, нежели о том, что они повествуют в букве, в частности, о чувственном восприятии Иисуса в Евхаристии (много евхаристических оттенков в этих рассказах: хлеб, рыба), именно под видом хлеба и вина мы, наконец, прикасаемся к Иисусу — то, чего раньше, до Его восхождения к Отцу мы не могли сделать, теперь Он приходит к нам в Духе Святом.

Чувственное общение происходило в Евхаристической трапезе — это основное содержание богослужения.

И воскресное ликование, и спасительное присутствие отражены в литургических преданиях, в литургических формулах. Благая весть о воскресении Иисуса гласила: Бог не оставил Его в смерти, Бог прославил Его, Бог вознес Его как Господа. Через Господа отныне Бог устанавливает Своё Царствие как на небе, так и на земле. Окончательная цель — Откровение этого Царствия во время Второго Пришествия в конце времен — в День Господень.

Итак, сначала происходит перенесение имени Божия (Господь, ku,rioj , hwhy), греки, конечно, уже забыли, что это — священная тетраграмма, — перенесение имени Господь на Иисуса. Почему это стало возможным, как пришла в голову эта мысль? Это — толкование Пс. 109, 1: «Сказал Господь Господу Моему — садись одесную Меня». «Одесную» предполагает господство власти. «Доколе не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Апостол Павел понимает возглас «Господь Иисус», как исповедание веры, которое вложено в нас Святым Духом, т.е. стало возможным после Пятидесятницы (1 Кор. 12, 3): «Никто не может сказать «Иисус — Господь» иначе, как только Духом Святым». Это — исповедание веры по вдохновению Святого Духа.

Центральным содержанием благовестия Павел называет: «Иисус Христос — Господь» (2 Кор. 4, 5): «Мы не себя возвещаем, но: «Христос Иисус — Господь»» (в греч. — Acc.). Во время богослужения призывается имя Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 1, 2): «Церкви Божией в Коринфе, освященной во Христе, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа во всяком месте». Под словом «to,poj» (место) здесь имеется ввиду место молитвенного собрания, т.е. во время каждого собрания христиане призывают имя Господа нашего Иисуса Христа. Это имя звучит как молитвенное обращение к Господу: «Маранафа,» (Господь наш — гряди) (арам.) — 1 Кор. 16, 22 или Откр. 22, 20: «Ей, гряди, Господи Иисусе». То же самое в Didach, 10, 6.