Иосиф Флавий об Иисусе Христе говорит очень мало («Иудейские Древности», 18, 3, 3): «Он был Мессией, и когда Пилат услышал, что Его обвиняют самые уважаемые у нас люди, он приговорил Его к распятию». Иосиф убежден, что Иисус умер в результате политической интриги и сотрудничества священников с римским префектом. То же самое утверждает и Евангелие: внешняя канва и причина смерти Иисуса — враждебное отношение со стороны руководителей Иудейского народа, сговор с Пилатом в той или иной форме.
Очень странным может показаться, что такой, хотя не совсем ортодоксальный, но иудей посмел написать в своей книге о том, что Иисус был Мессией. В этом т.н. «testimonium Flavii» долгое время христиане не сомневались по наивности, по отсутствию критической мысли. Но, начиная с эпохи Возрождения, стали сомневаться в том, что Флавий мог такое написать, и стали считать, что это — христианская вставка.
Так считали бы и до сих пор, и это было бы самым вероятным объяснением этого места, если бы не одна находка, сделанная в 1953 (?), — находка арабского перевода книги Иосифа Флавия. В этом древнем переводе говорится: «О Нем говорили, что Он был Мессией...» далее всё по тексту. С точки зрения Иосифа Флавия, ИХ был обманщиком. Так что это свидетельство сохраняется, но приобретает более реалистические черты. В отрицательную заслугу христианским переписчикам Иосифа Флавия надо поставить то, что они исказили текст, но, во всяком случае, не подделали. Видимо, переписчикам было неудобно писать «О Нем говорили, что Он был Мессией», ведь, Он на самом деле был Мессией.
Если мы обратим внимание на другие части НЗ и зададимся вопросом о причине смерти ИХ, мы найдем другие ответы. Например, в книге Деяний Петр в день 50‑цы говорит, что Иисус был пригвождён руками беззаконных потому, что Он по определенному совету (замыслу) Божию был предан на смерть.
Павел в своих посланиях неустанно говорит формулообразно, например, в 1 Кор. 15, 3: «Христос умер за грехи наши», т.е. по причине наших грехов, а не по той причине, что Его казнили иудеи и Пилат.
Так в самом НЗ на вопрос о причине смерти ИХ даются два формально разных ответа. Один основан на исторических фактах, а другой основан, во‑первых, на высказываниях Самого Иисуса о Себе, во‑вторых, на вере Древней Церкви.
Т.о. и наш предмет о смерти ИХ можно понимать двумя путями: как исторический факт, но окончательно может быть понято только как факт богословского характера — как часть замысла Божия или домостроительства Божия.
Рассказы о деятельности ИХ показывают, что с самого начала Его служения, его присутствие в обществе всегда производило разделение в обществе. И Его притчи, и Его законоучительные речения, и Его чудеса (преимущественно исцелений) либо в неудобное время (в субботу),[5] либо со странными словами о прощении грехов, на что может претендовать только Бог, - в общем, всякое появление ИХ вызывало у одних удивление, у других возмущение; т.е. явление ИХ, Его учение и поведение всегда было вызовом, провокацией для общества.
Иоанн Богослов символически говорит, что Свет пришёл в мир; встречаясь с Откровением Божиим, со Светом, люди должны принять решение: либо стаёшь светом, либо остаёшься во тьме. Для евангелиста Иоанна явление Иисуса Христа — уже суд, который апокалиптики относили к грядущему, а у Иоанна это — сейчас; радикальная позиция, не допускающая дальнейших изменений в жизни.
Сам ИХ выразил это так: никто не может служить двум господам, или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть — не можете служить Богу и мамоне.
Множество рассказов об ИХ, которые свидетельствуют о Его большой популярности как учителя, целителя, одновременно говорят о непонимании или сопротивлении со стороны и религиозных, и светских властей.
Римские правители Палестины всегда относились с большим подозрением к тем людям, которые вели за собой толпы народа, т.е. имели последователей, это всегда странно и неприятно для властей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.