Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 64

Особый стиль жизни учеников описан в Мк. 10, 42‑45: «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;

44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Такое контрастирующее с миром иное бытие учеников возможно только в связи с непосредственной близостью Бога, поэтому в предании правил центральное место занимает молитва «Отче наш» (Лк. 11, 2‑4). Первоначально это была молитва последователей Иисуса, продолжателей Его дела Царствия Божия.

13.02.98

26.1.6  Рассказы о деяниях Иисуса

Это рассказы, которые потом вошли в двойственное предание. Прежде всего, это чудеса и исцеления. У апостола Павла в посланиях четко разделяются чудеса и исцеления; чудесами Павел называет исцеления психические (изгнание бесов), а исцелениями Павел называет соматические исцеления.

Иисус был целителем во всех смыслах. Сам Иисус толкует исцеления как видимые знаки непосредственной близости спасения, Царствия. Конечно, исторически мы знаем, что Иисус был целителем, но в Евангелиях это зафиксировано и уже в раннем предании стало формироваться как словесная икона; это не просто фиксация физического факта, а он формируется как символ, как знамение. Тем более попав на греческую почву впоследствии это ещё больше обретает характер знамений, хотя бы в силу самого слова «исцеление» и «спасение», ведь, по-гречески это одно и то же. Это восходит к слову so,oj — целый. От этого корня много родственных слов: sw/ma — тело (целое), swthri,a — целение, спасение, swth,r — целитель, спаситель. Всякое исцеление означает и спасение, потому что спасение, в конечном счете, — это исцеление. Грех — это утрата целостности; целое не может быть уничтожимо, потому что оно не может распасться, ибо оно целое по определению, оно — a;tomoj, individuum — неделимое. Результат греха — человеческое тело перестало быть целым, оно разлагается в болезни, страдании, расщепляется сознание (человек теряет целомудрие), в конце концов происходит полное распадение в смерти. Человек теряет целостность, поэтому ему требуется исцеление (спасение). Духовное тело, которое даруется человеку в воскресении — истинно целое тело.

Целительство всякого рода символизирует грядущее тотальное исцеление. Так и толкует Иисус Христос Свои исцеления как видимые знаки близости Царствия.

В терминах вражды со злом, телесное исцеление сигнализирует предстоящую войну Бога против враждебных властей и сил.

В Своей первой проповеди Иисус говорит об этих сигналах грядущего спасения. В ответе ученикам Иоанна (Мф. 11, 5): слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищим благовествуется (у нас переведено нищие благовествуют).

Мы не знаем, как рассказы о деяниях Иисуса передавались с самого начала, вероятно, как краткие слухи; но постепенно они формируются по определенной схеме. Содержание может быть разное, но структура всегда одна и та же. Например, Мк. 7, 32‑37 — исцеление глухонемого: сначала демонстрация болезни (больного приводят к Иисусу), затем просьба об исцелении, затем целительные слова или жесты (здесь Иисус отводит больного в сторону и производит таинственные действия — вкладывает персты в уши и, плюнув, коснулся языка его, воззрел на небо, вздохнул и сказал: еффафа), затем немедленное исцеление (и тотчас отверзся его слух и узы языка его), затем публичная демонстрация исцеления и хвалебный хор. Так построено 90% всех рассказов об исцелениях, это стандартная форма.