Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 42

Итак, агнец несет на себе два образа: это агнец в жертву за грехи и пасхальный агнец. То и другое как бы совмещается.

б) Что означало вообще «жертва», «жертвоприношение». Большинство из нас не видели кровавых жертвоприношений. Мы скорее склонны думать о животных жертвоприношениях как о варварских ритуалах. Но в древности было не так: жертвователи в Древнем Израиле приносили свои жертвы от сознания своего отчуждения от Бога из‑за греха, грех как бы ставит стенку между человеком и Богом и лишает его доступа к источнику жизни и благодати. Люди сознавали, что им необходимо быть оправданными перед Богом, чтобы их жизнь была полной и свободной. Первым шагом в процессе примирения с Богом было приближение к алтарю с жертвой. Рука возлагалась на голову животного — это отождествляло жертвователя с животным, поэтому то, что физически происходило с животным, с грешником должно было происходить духовно, внутри. Животное убивали. В этом действии грешник понимал все последствия своего греха — смерть. Вообще, грешник сам себе зарабатывает смерть, и он должен умереть, но, отождествляя себя с животным, вверяя себя этому животному, грешник перелагает и жизнь, и грехи на него, в животном он умирает. Священник приносит к престолу жертвенную кровь, которая символизировала жизнь грешника, отдаваемую Богу. Жизнью, которая была дана человеку, человек не смог воспользоваться, поэтому он возвращает её Богу, правда, уже подпорченной. Это был акт примирения, покаяния или искупления, как его иногда называют. Грех прощен, жизнь отдана. И Бог даёт грешнику новую жизнь в общении с Собою. После этого труп животного клали на жертвенник в храме в знак того, что Богу в жертву приносится всё существо человека и, наконец, оставшееся мясо съедалось за трапезой в знак примирения не только с Богом, но и с окружающими людьми.

Итак, в ВЗ ритуал жертвы был символическим действом, которым грешник мог быть примирен с Богом, и это то, что НЗ подразумевает, когда говорит о смерти Иисуса как о «жертве».

3. «Выкуп» или «искупление». Очень близкая к этому метафора. Сам Иисус (Мк. 10, 45) говорит о том, что Он имеет целью быть искуплением: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Слово «искупление» (avpolu,trwsij) далеко не всем понятно. Все мы знаем, что такое «выкуп» из нашей бурной социальной жизни, когда хватаю заложников, за них приходится платить выкуп. В древности подобное случалось довольно часто, потому что было развито пиратство. Но фоном для новозаветного употребления этого слова были не захваты кораблей и самолетов или взятие в заложники богатых бизнесменов (хотя это тогда тоже существовало). Слово avpolu,trwsij имеет 3 основных источника в НЗ:

а) Гражданская жизнь. Выкуп платили за рабов и пленников. Редкий случай, когда раб мог скопить денег достаточно для того, чтобы выкупить себя у хозяина, господин мог вообще никогда не разрешить это делать. Чаще всего выкуп раба на свободу происходил какой‑то третьей стороной, тем, кого в НЗ называют «искупителем». В римском мире «раб» и «искупитель», а также «господин» шли к храму местного бога. Искупление всегда было религиозным актом. Во время определенного религиозного ритуала в храме господин получал деньги за своего раба: они сначала клались на алтарь, часть их (часто символическая) оставалась на алтаре, бо,льшая часть отдавалась господину. Раб переходил из под власти данного господина во власть алтаря, точнее, бога, который владел этим алтарем, был рабом какого-нибудь Сенеки, а стал рабом Юпитера, официально он становился принадлежащим данному богу, данному храму, а на самом деле он становился свободным человеком. Формально он был обязан служить своему господину по тем правилам и ритуальным законам, которые были приняты в обществе: несколько раз в году приносить ему жертвы и т.п. Поскольку раб теперь принадлежал богу, он не мог больше принадлежать никакому человеку. Это общегражданское значение слова «искупление», оно очень хорошо подходит к самоощущению христиан первых поколений, люди чувствовали себя свободными во Христе и через Христа от прочих «богов», Павел, например, утверждает, что и раб является свободным в Господе, тогда как и господин является рабом Господним. Кроме того, люди понимают, что они выкуплены от чего‑то ещё большего, чем простое рабство идолам или людям — они выкуплены от рабства греху, это уже скорее говорит о более глубоких значениях слова «искупление».