Во многих случаях изменение притч носит этическую направленность — притчи становятся правилами поведения. Например, Лк. 16, 1‑8. Это рассказ о неверном управляющем, завершающийся 8‑м стихом: «И похвалил Господь управителя неверного, что догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». А дальше идет добавка (9‑13 стт.), где высказывается правило поведения на основании этой притче — о мамоне неправды.
Притча о Сеятеле (Мк. 4, 3‑9) дополняется толкованием-предостережением — следует быть доброй почвой для Слова-семени (Мк. 4, 13‑20).
Иисус критикует, но не Закон. Мф. 5, 17‑19: «17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».
Иисус критикует определенное толкование Закона. Эта критика сохранялась и передавалась учениками. Иисус не отвергает Тору, Он не только признаёт её, но даже заостряет её; Его критика направлена против Халахи, (устной Торы, устного толкования Торы). Он убежден, что Халаха, сужает волю Божию, сводит её к каким‑то мелочам. Иисус желает понимать Закон не как свод правил для внешнего исполнения, но доводит Закон до его корней, радикализирует Закон (radix - корень). Такое толкование Закона в целом ряде изречений и композиций.
Мк. 10, 1‑9 — по поводу халахи о разводе.
Мк. 7, 1‑13 — о чистом и нечистом.
Мк. 12, 28‑34 — о наибольшей заповеди.
Такое новое радикальное и тотальное толкование, а не рассыпающееся по мелочам, систематизировано в антитезах Нагорной проповеди (Мф. 5, 21‑48): «Древним сказано:.. а Я говорю:..»
Новое толкование Закона находится также в рассказах о действиях Иисуса, которые толкуют Закон.
Нарушение субботы (Мк. 2, 28) — срывают колосья, Мк. 3, 1‑6 — о человеке с иссохшей рукой.
В известном смысле Иисус воспроизводит традицию израильского учителя премудрости, столь характерную для Востока вообще и для Израиля в частности; т.е. Он формулирует правила жизни. Но премудрость Иисуса явно отлична от ВЗ‑й премудрости; там собраны довольно скучные для нас, но древний человек очень любил их, правила житейского опыта и здравого смысла.
Притч 26, 27 — кто роет яму, тот упадет в неё сам.
У Иисуса всё другое; Его изречения премудрости указывают на новый опыт жизни в близости Царствия Божия. Например, лишенные даже тени здравого смысла блаженства (нищие, плачущие) — какие же они блаженные? Первоначальная форма этих блаженств находится у Луки (Лк. 6, 20б‑22а, 23а), у Матфея она уже тщательно обработана. Здесь не изложение опыта века сего и его ценностей, но откровение нового опыта, который осуществляем в Царствии Божием, а на земле вполне неосуществим.
Особенно важны для учеников были те речи Иисуса, те Его действия, которые касались их непосредственно. Во-первых, это истории призвания. Иисус видит какого‑то человека, извлекает его из мира обыденности, избирает его для общения, для служения. Воспоминания о призвании сохранились в форме т.н. апофтегм (анекдотов — лат.), в них центр тяжести — какое‑нибудь радикальное требование, не терпящее промедления: следуй за Мной (Мк. 1, 16‑20) — военный приказ. Мк. 2, 13‑14 (О Левие мытаре).
Здесь же апофтегмы о событиях, связанных с отдельными учениками: вопрос о сыновьях Зеведеевых (Мк. 10, 35‑40), выговор Петру (Мк. 8, 33).
Особый блок образуют правила в композиции (Мф. 10). Здесь устанавливается, каким должно быть поведение учеников как апостолов-миссионеров: они не должны иметь денег, провианта, багажа, должны останавливаться только в тех домах, где их принимают, а где не принимают — не должны задерживаться ввиду того, что Царствие Божие близко, они могут позволять людям себя содержать, но денег брать они не имеют права.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.