Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 63

Во многих случаях изменение притч носит этическую направленность — притчи становятся правилами поведения. Например, Лк. 16, 1‑8. Это рассказ о неверном управляющем, завершающийся 8‑м стихом: «И похвалил Господь управителя неверного, что догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». А дальше идет добавка (9‑13 стт.), где высказывается правило поведения на основании этой притче — о мамоне неправды.

Притча о Сеятеле (Мк. 4, 3‑9) дополняется толкованием-предостережением — следует быть доброй почвой для Слова-семени (Мк. 4, 13‑20).

26.1.3  Иисус как толкователь Закона

Иисус критикует, но не Закон. Мф. 5, 17‑19: «17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Иисус критикует определенное толкование Закона. Эта критика сохранялась и передавалась учениками. Иисус не отвергает Тору, Он не только признаёт её, но даже заостряет её; Его критика направлена против Халахи, (устной Торы, устного толкования Торы). Он убежден, что Халаха, сужает волю Божию, сводит её к каким‑то мелочам. Иисус желает понимать Закон не как свод правил для внешнего исполнения, но доводит Закон до его корней, радикализирует Закон (radix - корень). Такое толкование Закона в целом ряде изречений и композиций.

Мк. 10, 1‑9 — по поводу халахи о разводе.

Мк. 7, 1‑13 — о чистом и нечистом.

Мк. 12, 28‑34 — о наибольшей заповеди.

Такое новое радикальное и тотальное толкование, а не рассыпающееся по мелочам, систематизировано в антитезах Нагорной проповеди (Мф. 5, 21‑48): «Древним сказано:.. а Я говорю:..»

Новое толкование Закона находится также в рассказах о действиях Иисуса, которые толкуют Закон.

Нарушение субботы (Мк. 2, 28) — срывают колосья, Мк. 3, 1‑6 — о человеке с иссохшей рукой.

26.1.4  Слова премудрости

В известном смысле Иисус воспроизводит традицию израильского учителя премудрости, столь характерную для Востока вообще и для Израиля в частности; т.е. Он формулирует правила жизни. Но премудрость Иисуса явно отлична от ВЗ‑й премудрости; там собраны довольно скучные для нас, но древний человек очень любил их, правила житейского опыта и здравого смысла.

Притч 26, 27 — кто роет яму, тот упадет в неё сам.

У Иисуса всё другое; Его изречения премудрости указывают на новый опыт жизни в близости Царствия Божия. Например, лишенные даже тени здравого смысла блаженства (нищие, плачущие) — какие же они блаженные? Первоначальная форма этих блаженств находится у Луки (Лк. 6, 20б‑22а, 23а), у Матфея она уже тщательно обработана. Здесь не изложение опыта века сего и его ценностей, но откровение нового опыта, который осуществляем в Царствии Божием, а на земле вполне неосуществим.

26.1.5  Правила для учеников

Особенно важны для учеников были те речи Иисуса, те Его действия, которые касались их непосредственно. Во-первых, это истории призвания. Иисус видит какого‑то человека, извлекает его из мира обыденности, избирает его для общения, для служения. Воспоминания о призвании сохранились в форме т.н. апофтегм (анекдотов — лат.), в них центр тяжести — какое‑нибудь радикальное требование, не терпящее промедления: следуй за Мной (Мк. 1, 16‑20) — военный приказ. Мк. 2, 13‑14 (О Левие мытаре).

Здесь же апофтегмы о событиях, связанных с отдельными учениками: вопрос о сыновьях Зеведеевых (Мк. 10, 35‑40), выговор Петру (Мк. 8, 33).

Особый блок образуют правила в композиции (Мф. 10). Здесь устанавливается, каким должно быть поведение учеников как апостолов-миссионеров: они не должны иметь денег, провианта, багажа, должны останавливаться только в тех домах, где их принимают, а где не принимают — не должны задерживаться ввиду того, что Царствие Божие близко, они могут позволять людям себя содержать, но денег брать они не имеют права.