Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 90

Время написания

В конце 60‑х годов в непосредственной близости от иудейской войны (69‑71). На это явно указывает апокалиптическая речь Иисуса в 13‑й главе с её ссылками на военные события и катастрофы, которые касаются Церкви: «Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что — нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни...» («мерзость запустения» — стандартный оборот, обозначавший разрушение Храма). Об этом говорит и предсказание судьбы Иерусалимского храма. Или 13, 1‑2: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне».

Спорно лишь то, возникло это Евангелие незадолго до войны или сразу после войны. Здесь отсутствует всякий намек на уже свершившееся разрушение храма, эти намеки есть в других Евангелиях (Мф. и Лк.). Здесь говорится о разрушении как о будущей возможности, поэтому скорее это свидетельствует о том, что Евангелие возникло непосредственно перед иудейской войной в ~ 69 году, что соответствует и данным Папия Иерапольского. Эта ситуация уже обозначила грядущую катастрофу, и Церковь была захвачена соответствующими предчувствиями, страхами. Указание на повышенные эсхатологические ожидания тоже говорят о ситуации пред катастрофой.

Место написания

1. Рим (церковная традиция);

2. Рим, но автор из Сирии, а не из Иерусалима. (с точки зрения научной исагогики).

28.2.2  Композиция

Марк исходит из основной схемы истории Иисуса, и здесь связаны друг с другом содержание и география (т.н. «географическая схема»). Сначала происходит Крещение от Иоанна (1, 9‑11), затем публичная деятельность в Галилее при большом резонансе в народе (1,16-6,6а), поход в северные окрестности Галилеи и уход от народа (6,6б-8,26), поход в Иерусалим в сопровождении учеников (8,27-10,52), публичная деятельность в Иерусалиме (11,1-13,37), страсти, смерть и пустая гробница (14,1-16,8). Время занимает приблизительно 1 год.

Есть два несущих блока всей этой композиции. Эти большие блоки Марк воспринял из Предания:

1. История страстей — это то, что уже было (14 15 глл.).

2. Апокалиптическая речь (13 гл.).

При этом, основой композиции является история страстей — это господствующий элемент. Страсти выделяются не только своей длиной (2 главы), но страсти и своим содержанием определяют весь характер Евангелия.

Тема смерти Иисуса, тема Креста присутствует с самого начала Евангелия. Уже в 3‑й главе в 6‑м стихе говорится о том, что фарисеи немедленно составили с иродианами совещание против Иисуса как бы погубить Его, а затем тема грядущей смерти прогрессирует и всё более выдвигается на первый план.

8,31 Иисус учит, что «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».

9,31: «Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет».

10,33-34: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет».

Вся схема — поход ко Кресту из почти райской Галилеи, и Крест определяет всё строение этого Евангелия.

Для композиции этого Евангелия загадкой представляется конец Евангелия. В критическом тексте Евангелие (как и во всех современных переводах) обрывается на 16,8, а далее следуют всевозможные странности. В рукописной традиции существует несколько вариантов концовки Марка.

1. Краткая концовка, состоящая из двух предложений;