Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 26

Он был в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, какие искушения, нам не сообщается. И был со зверями, и Ангелы служили Ему. А за этой простотой стоит богословский тезис о новом Адаме. Рай-Эдем тоже был пустыней в смысле e;rhmoj, то есть пустое место, там не было людей. Кроме Адама и Евы, там никого не было, там были только звери, ангелы и сатана (змий). И если Адам, искушаемый сатаною, не устоял в пустыне, то Иисус устоял, и Ангелы служили (dihko,noun) Ему.

В чем заключалось служение Ангелов? Здесь ничего не говориться о сорокадневном посте. Слово dih,konoj (ion. вместо dia,konoj) означает «официант», то есть люди которые прислуживают за столом. Служители столов были диаконы, которые обеспечивали пищей во время трапезы Господней: хлебом, вином, салатами. Так что служить (dihkone,w) означает кормить, прислуживать. Это одно из толкований: чудесным образом Он получал Ангельскую пищу в пустыне. Но существуют и другие толкования, которые вы сами можете посмотреть. Важно здесь то, что Христос нам предложен как новый Адам, устоявший в искушениях.

Устаивает Иисус в искушениях и в другом предании, которое мы находим в Евангелиях от Луки и от Матфея. Лк. 4, 1‑13 и Мф. 4, 1‑11. Каков богословский смысл этих рассказов о трех искушениях: хлебом, чудом и властью? Сатана предлагает Иисусу Христу совершить так называемые "чудеса легитимации". Если в достаточно семитизированном Евангелии от Марка, хотя пишет Марк для римлян, появляется сатана (евр.), то здесь уже дьявол (греч.). Слова «сатана» для языко-христиан было непонятно, это еврейское слово. «Диавол» — «разрушитель». Бог занимается икономией, то есть строительством, созидательным делом, а дьявол приходит и все это «разбрасывает». В этическом смысле это слово употребляется как «клеветник». Это слово было понятнее для греков, поэтому оно и появляется в более поздних Евангелиях. Чудеса легитимации — вот что предлагается совершить Иисусу, — чтобы доказал, что Он истинный, законный, легитимный Христос. Каждый Мессия (поскольку Мессия — это новый Моисей) должен был уметь сотворить все те чудеса, которые творил Моисей, более того, все чудеса, о которых говорилось в Ветхом Завете, то есть доказать, что с ним Сила Божия.

Это не запись на магнитофоне разговора дьявола с Иисусом Христом, это не физическая история, это богословский рассказ. Число три здесь абсолютно символичное число, оно, как бы, говорит о том, что иудеи требуют от Него легитимных чудес. За числом три скрываются все чудеса.

В образе сатаны здесь представлено иудейство, требующее чудес от Иисуса, представлено искушение быть царем через экономические средства, превратить камни в хлеб, накормить. Конечно, в мире миллионы, если не миллиарды голодных, которые приветствовали бы появление хлеба из любого источника. Христос Сам только что был в пустыне; Он был голодным. Ветхий Завет всегда описывал царство Божие, общество, Церковь, как время материального процветания — шалом, полнота материальных чувственных благ: голодный насытится, нужды удовлетворятся — все это понималось буквально материально. Поэтому для Иисуса Христа было много соображений считаться с предлагаемым искушением. Слава, популярность экономиста, чудотворца и сейчас будет великой, но это — слава Спасителя наших чревес от голода. Это нечто совсем иное, нежели то, что только что две строчки выше было сказано о предназначении Иисуса как Мессии страдающего и так спасающего — не через хлеб и насыщение людей, а через Свое страдание спасающего людей. Иисус не отказывался признавать экономические нужды людей. Мы знаем, что, когда нужно, Он кормил голодных, но не в этом смысл Его мессианства, не это дело Его жизни.