Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 8

Среди иудеев тогда было много партий, много споров о религии. Конечно, все эти тонкости религиозных споров для Антиоха были выше его понимания и неинтересны, он видел только, что там существует вражда между самими иудеями, и причина этой вражды — их религиозные взгляды. Значит, если религия была причиной волнений, власть религии должна была быть уменьшена. Тогда Антиох приступил к политике насильственной эллинизации. Были запрещены все самые характерные иудейские обычаи, включая обрезание, субботу и чтение Библии. Убивали тех родителей, которые рисковали обрезать своих младенцев,.. младенцев, кстати, тоже убивали. Священное Писание сжигали в огромных кострах. Людей насильно заставляли есть свинину: привязывали к столбам, раскрывали рот и впихивали (см. книги Маккавейские). Но это было ещё полбеды для иудеев. Самое страшное то, что Антиох приказал, чтобы в иерусалимский храм внесли статую Зевса, чтобы там происходило поклонение ему. Кроме того, он открыл храм для всего населения страны, включая всех язычников.

Антиох недооценил силу религиозного чувства иудеев. Одно дело было — воздвигнуть алтари, поставить статую греческим богам, другое дело — заставить их служить возле этих алтарей. Чем больше усиливался Антиох, тем больше возрастало сопротивление, причем, стало это сопротивление вооруженным. Из 1‑й книги Маккавейской вы об этом знаете. Священник Маттафия вместе с его пятью сыновьями повели освободительную борьбу, и она была столь успешной, что потребовалось около трех лет, чтобы войска Антиоха были разбиты, а его политика изменилась. Три с половиной года длилась политика эллинизации или то, что в Библии называется «мерзость запустения». С тех по «3.5» стало символическим числом, обозначавшим время гонений и апостасии — отступничества. Это число часто встречается в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова под разными видами, например, 42 (т.е. 42 месяца), «день, два дня и полдня» и т.д.

А потом греков сменили римляне. Но палестинские иудеи уже не оставляли сопротивление всякому религиозному компромиссу и, по возможности, старались сохранить какие‑то права на политические свободы. Всё это базировалось на их вере в избранничество Божие. Мы понимаем это избранничество не так, как они, а они понимали это избранничество в чисто политическом смысле: это они избраны править миром под водительством обещанного Богом Спасителя, которого они называли «Мессия» — «Помазанник». Одно время им казалось, что это может произойти естественным путем, ведь было же когда‑то иудейское царство во времена Давида и Соломона великой державой, как они полагали, но это было за 1000 лет до Р.Х. И в недавнее время при Антиохе Епифане им удалось одержать крупные победы. С ними стали считаться как с политической силой. Но для большинства иудеев того времени естественный политический ход событий представлялся фантазией, и они полагали, что должно было произойти нечто сверхъестественное, чтобы сокрушить мощь Рима: сверхъестественное явление Спасителя и сверхъестественная помощь Божия.

Конечно, далеко не все иудеи хотели освободиться от римской власти. В Палестине было несколько сословий, которые находили себе удобным поддерживать хорошие отношения с римлянами, но в общем и целом эти хорошие отношения были скорее лицемерием, потому что внутри каждый верующий иудей мечтал освободиться от римской власти, во всяком случае с нетерпимостью относился к таким попыткам, какая была проделана во время правления Калигулы, когда тот приказал поставить в иерусалимском храме статую самому себе. К счастью, эта задача не осуществилась. Калигула издал указ, по которому во всех храмах империи должны быть поставлены ему, богу, статуи... (ну, он был сумасшедший) и в Иерусалиме тоже. Конечно, это привело бы к гражданской войне, она и так постоянно зрела в недрах Палестины. Приказ этот пришел в Иерусалим к прокуратору. Прокуратор тогда был разумным человеком, он понимал, что это было невозможно. Он написал доклад Калигуле в Рим, в котором просил императора обдумать ещё раз это поставление или, во всяком случае, отсрочить его исполнение. Калигула был разгневан и написал новый приказ, в котором говорил, что немедленно надо поставить его статую в иерусалимском храме. Хотя суда в Средиземном море плавали тогда с регулярностью, но иногда были задержки из‑за бурь, из‑за неполадок, из‑за необходимости ремонта. И вот, это судно достигло восточного побережья Палестины достаточно поздно: примерно 3 месяца оно из Рима плелось до Востока. В это время Калигулу уже успели убить, вместо него вошел на престол Клавдий, и Клавдий немедленно отменил всё, что когда‑то приказывал Калигула. Эдикт об отмене распоряжения пришел на 2 месяца раньше, чем эдикт об исполнении, так что всё это кончилось достаточно благополучно.