Второе свойство: апокалипсисы делают упор на видение, vizione. Не только глазам, но и ушам нечто открывается. Видение — vizione, слухи — audicia. Ангелы сообщают нам что‑то в уши. Например, икона «Благое молчание», когда Ангел что‑то нашептывает Иоанну на ухо. Поскольку небо удалено от земли, поэтому для общения с людьми Богу нужен посредник или комплекс посредников. Такими посредниками чаще всего выступают Ангелы, Вестники иногда в человекоподобном виде, иногда в зверином. Ангелы же могут истолковывать видения или аудиции, это так называемые Ангелы-переводчики, Ангелы-интерпретаторы. Видения могут быть иногда обманчивы, ложны, в частности, сновидения.
Вообще, в иудейском сознании было очень подозрительное отношение к толкованию всевозможных сновидений. Сновидения считались истинными, если они обладали целом рядом свойств. Во-первых, это должны были быть не вечерние, а утренние сновидения перед пробуждением. Отец Павел Флоренский в своем "Иконостасе" объясняет, почему так происходит. Во-вторых, сновидения должны быть понятными — истолкованными уже либо Ангелами во сне, либо понятны сами по себе. Сновидения которые требуют толкования через какие‑то книжечки, брошюрки, у цыган, у кого‑то еще — это сновидение ложное, обманчивое. Все наши Евангельские сновидения являются именно такими утренними. В первой уже главе Евангелия от Матфея появляются Ангелы, которые толкуют сновидение. Мф. 1, 20: «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго», — то есть само сновидение содержит в себе и толкование. В 24 стихе мы видим, что Иосиф сразу встает после этого и исполняет всё, что сказал ему Ангел. Мф. 2, 13: когда отошли волхвы, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его»; 14 стих: «И он встал, взял младенца», — опять же все ясно и перед пробуждением. 19 стих: по смерти Ирода Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит. Он исполняет повеление.
Третье свойство апокалипсиса — необычная литературная форма. Видения описываются не прямыми словами, но используется шифрованный символический язык, множество символов из Священного Писания и из преданий. Так, например апокалипсис Иоанна содержит много символики. Это самый богатый символами апокалипсис, гораздо богаче, чем иудейские апокалипсисы.
Первый источник этих шифров — Ветхий Завет. Апокалипсис Иоанна содержит сотни аллюзий на Ветхий Завет, но ни одной прямой цитаты. Это единственная книга Нового Завета, ну, может быть, за исключением какого-нибудь послания к Филимону, где нет ниодной цитаты из Ветхого Завета, но где содержатся сотни аллюзий на Ветхий Завет, потому что Иоанн сознает себя на вершине всех пророков. Это пророк-исполнитель, в нем исполняются все пророчества, он живет во время исполнения пророчеств, и ему нет нужды цитировать. Он сознает себя в традиции пророчества, но на вершине, поэтому он опирается на опыт пророков, но не цитирует их — пусть они его цитируют.
Второй источник шифров — мифология, скажем, Вавилонские или Египетские космологические или астрологические представления. Когда мы видим четырех животных вокруг престола, исполненных очей и с крыльями, то мы прекрасно понимаем, что, во-первых, это аллюзия на видение пророка Иезекииля, во-вторых, это отражение вавилонской космографии. То, что эти животные исполнены очей, то есть звезд, говорит о том, что это созвездия: лев, орел, телец и скорпион с человеческим лицом, то есть те четыре созвездия, которые определяли звездный круг древнего Вавилона.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.