Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 14

Второе свойство: апокалипсисы делают упор на видение, vizione. Не только глазам, но и ушам нечто открывается. Видение — vizione, слухи — audicia. Ангелы сообщают нам что‑то в уши. Например, икона «Благое молчание», когда Ангел что‑то нашептывает Иоанну на ухо. Поскольку небо удалено от земли, поэтому для общения с людьми Богу нужен посредник или комплекс посредников. Такими посредниками чаще всего выступают Ангелы, Вестники иногда в человекоподобном виде, иногда в зверином. Ангелы же могут истолковывать видения или аудиции, это так называемые Ангелы-переводчики, Ангелы-интерпретаторы. Видения могут быть иногда обманчивы, ложны, в частности, сновидения.

Вообще, в иудейском сознании было очень подозрительное отношение к толкованию всевозможных сновидений. Сновидения считались истинными, если они обладали целом рядом свойств. Во-первых, это должны были быть не вечерние, а утренние сновидения перед пробуждением. Отец Павел Флоренский в своем "Иконостасе" объясняет, почему так происходит. Во-вторых, сновидения должны быть понятными — истолкованными уже либо Ангелами во сне, либо понятны сами по себе. Сновидения которые требуют толкования через какие‑то книжечки, брошюрки, у цыган, у кого‑то еще — это сновидение ложное, обманчивое. Все наши Евангельские сновидения являются именно такими утренними. В первой уже главе Евангелия от Матфея появляются Ангелы, которые толкуют сновидение. Мф. 1, 20: «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго», — то есть само сновидение содержит в себе и толкование. В 24 стихе мы видим, что Иосиф сразу встает после этого и исполняет всё, что сказал ему Ангел. Мф. 2, 13: когда отошли волхвы, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его»; 14 стих: «И он встал, взял младенца», — опять же все ясно и перед пробуждением. 19 стих: по смерти Ирода Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит. Он исполняет повеление.

Третье свойство апокалипсиса необычная литературная форма. Видения описываются не прямыми словами, но используется шифрованный символический язык, множество символов из Священного Писания и из преданий. Так, например апокалипсис Иоанна содержит много символики. Это самый богатый символами апокалипсис, гораздо богаче, чем иудейские апокалипсисы.

Первый источник этих шифров Ветхий Завет. Апокалипсис Иоанна содержит сотни аллюзий на Ветхий Завет, но ни одной прямой цитаты. Это единственная книга Нового Завета, ну, может быть, за исключением какого-нибудь послания к Филимону, где нет ниодной цитаты из Ветхого Завета, но где содержатся сотни аллюзий на Ветхий Завет, потому что Иоанн сознает себя на вершине всех пророков. Это пророк-исполнитель, в нем исполняются все пророчества, он живет во время исполнения пророчеств, и ему нет нужды цитировать. Он сознает себя в традиции пророчества, но на вершине, поэтому он опирается на опыт пророков, но не цитирует их — пусть они его цитируют.

Второй источник шифров мифология, скажем, Вавилонские или Египетские космологические или астрологические представления. Когда мы видим четырех животных вокруг престола, исполненных очей и с крыльями, то мы прекрасно понимаем, что, во-первых, это аллюзия на видение пророка Иезекииля, во-вторых, это отражение вавилонской космографии. То, что эти животные исполнены очей, то есть звезд, говорит о том, что это созвездия: лев, орел, телец и скорпион с человеческим лицом, то есть те четыре созвездия, которые определяли звездный круг древнего Вавилона.