Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 27

Второе искушение броситься с крыши храма во двор храма и не разбиться. Мы знаем, что этому соответствует внезапное появление Мессии с небес (Малахия 3, 1) в храме среди толпы, - тоже одно из чудес, которое от требовалось совершить Христа. Чудесное всегда было очень привлекательно для людей. На предложения сатаны Иисус каждый раз отвечает словами Священного Писания. Правда, сатана или дьявол тоже ссылается на Писание. Он говорит, цитируя 90 псалом: «Ангелы возьмут Тя, не преткнеши о камень ногу свою, так что давай же, прыгай». Но Иисус, говоря о том, что не надо вырывать какие то отдельные слова из Писания, а понимать всё в контексте. Тот же самый девяностый псалом, в котором произносятся эти слова, говорит о том, что чудо «не преткнеши о камень ногу твою» будет совершено над тем кто «в крове Бога небесного водворится», то есть праведник, который будет жить по воле Божией, а «жить по воле Божией» включает в себя также изречение «не искушай Господа Бога своего». Так что не всякий человек «не преткнет о камень ногу», а только тот, кто следует всему Священному Писанию, в том числе «не искушай Господа Бога своего».

Иисус отказывается совершать это чудо. Тем самым, Он отказывает иудейству в их иудейском понимании мессианства как чудотворения. Временами Иисус совершает чудеса, когда считает это нужным, когда в этом нуждаются люди, но не это главное в Его жизни.

Наконец, самое сильное искушение. У Луки оно второе, а у Матфея третье. Искушение властью. Совершить чудо изгнания римлян со сцены мировой истории и Самому сесть на императорский престол, создать всемирную империю народа Божия, подчинив себе все царства мира, все станут рабами народа Израиля, во главе которого будет стоять царь-император Мессия. Конечно, Иисус знает о бедственном положении своих сограждан, что основное ожидание от Мессии — изгнать иностранцев и римлян и освободить свой народ. Иисус отказывается от политического Мессианства, потому что это Мессианство предполагает не преображение мира, а всего лишь смену одной власти другой, одной человеческой власти другой человеческой властью. Ему предлагается возможность править силой, славой этой империей на подобие Римской. Это не Его дело, потому что Он знает, что Власть Божия, Царствие Божие в обществе никогда не может быть навязана извне, тем более силой. Поскольку третье искушение наиболее радикально, наиболее характерно для иудейских мечтаний о всемирном господстве, поэтому оно и отвергается в наиболее решительной форме — прочь сатана. Иисус не собирается вводить в мире новое авторитарное правление взамен Римского. Его царствие — это не правление тирании, жестокости, как ожидали люди. Хотя они такие слова не употребляли, но фактически это так. Но Его Царство такое, которое должно возникнуть из внутреннего преображения людей. Не Он будет убивать римлян или кого-нибудь другого, это Его убьют, это Он будет страдать. Такой тип Мессианства какой был предложен Ему гласно и который выражается здесь косвенным образом в истории искушений, был непонятен иудеям, более того был не понятен Его собственным ученикам. В Евангелии от Марка Петр говорит: «Ты Христос Сын Бога Живого». И тотчас показывает, что он, сам Петр, абсолютно не понимает, кто такой истинный Христос. Он тоже мыслит в иудейских категориях, поэтому и Петру Христос говорит: «Прочь от меня сатана». То есть и Петр в сцене исповедания Иисуса Христом, и дьявол в сценах искушения выступают как иудейский взгляд на Мессианство.

Лекция по Новому Завету. № 5. 07.10.97г.

17.  Кем был Иисус Христос?

Мы знаем, что Его называли учителем — Равви. После крещения большую часть Своей жизни Он провел, как религиозный учитель. Для иудейских учителей было довольно естественно проводить свою жизнь в странствованиях — бродячий учитель. Учителя переходили с места на место, часто сопровождаемые своими учениками, и здесь Иисус Христос не был каким‑то особенным исключением, и даже двенадцать учеников тоже не было чем‑то особенным, — это был классический пример узкого круга ученичества; по числу двенадцать колен Израилевых, двенадцать апостолов образовывали мессианский народ Божий; многие учителя вокруг себя собирали двенадцать человек. Много было и лжеучителей, и лжемессий, которые тоже собирали вокруг себя по двенадцать человек.