Эпикур (341-270 гг. до Р.Х.). Основатель другой влиятельной школы — эпикурейцев. Они учили, что смысл жизни не надо искать в её конце, а смысл жизни в ней самой. Достойная жизнь — это h`doni, — гедония — не наслаждение в современном смысле слова, а наполненность жизни, которая дает удовлетворение сердцу (основные добрые качества — любовь и дружба). Из‑за этого эпикурейцы слыли развратниками.
И стоицизм, и эпикурейство были мало значимы для простых людей, т.к. те имели мало времени для «высоких размышлений». Большинство же людей считало, что смысл надо обретать не в философии, а в религии, хотя в те времена было уже мало грамотных людей, которые буквально верили мифам. В большинстве же люди обращались не к мифам, а к живому культу.
Торговля потянула эллинов на Восток: «ex oriente lux» — с востока свет. Так восточные культы начинают проникать в Рим. Старые культы не влиятельны, а новые слишком экзотичны, поэтому религиозная обстановка была нестабильной. С Востока приходили идеи, которые были конгениальны некоторым эллинским философским идеям, например теория Платона, которая до сего дня самая популярная. Такие восточные учения вызывали большой интерес греков.
Платон учил, что существует идеальный мир — мир света, божества. Наш мир — лишь проекция того светлого мира. Человек имеет отблеск мира идей — это человеческая душа, которая относится к миру духовному, а не материальному.
sw/ma — si,ma: «тело-гроб», «тело-темница» — поговорка платонизма, т.е. тело — это темница души, и ей необходимо покинуть этот гроб.
Эта идея платонизма была близка некоторым восточным культам, например буддизму, где тело человека — лишь препятствие на пути к растворению человека в божественном «ничто» — в нирване (ещё Александр встречался с индийскими гимнософистами, т.е. йогами).
Другое направление — натурфилософия, которая говорила, что движение звезд, планет, всего в мире дает ответы на вопросы бытия. И вот в империю проникает вавилонская астрология.
Всё это комбинировалось с понятием реинкарнации — перевоплощения. Всё это привело к гностицизму — синкретическим спекуляциям на всех этих религиозных представлениях. О гностицизме есть сведения от II века по Р.Х., но он был подготовлен и ранее.
Основные понятия гностицизма: существует мир духа — светлый, и мир материи — это наш земной «грязный» мир. И в этом мире спасение, т.е. соединение с божественным, немыслимо. Шанс уйти из этого мира — смерть, но не всякая душа достигает духовной сферы. Душа, не достигшая высшей сферы, падает назад в этот мир и живет в другом обличии — это и есть реинкарнация.
В воздухе парят злые твари — сам творец мира зла — демиург, его архонты — начала и власти, князья мира сего (бесы). Эти‑то твари ревниво стерегут вход в 3‑е небо — в мир светлого божественного духа. И чтобы избегнуть этих тварей, душа нуждается в гнозисе. Это знание не интеллектуальное, а жизненный, даже мистический опыт (см.: «Адам познал Еву»).
Такая т.зр. приводила к двум крайностям:
1. строгий аскетизм, чтобы избавиться от давления плоти;
2. мистический путь — эти последователи считали себя уже просвещенными, и считали, что тело надо презирать и делать с ним, что хочешь (либертенисты) — это не я грешу, а мое тело, ну и пусть — быстрее разрушится.
Они пришли тоже с Востока и давали реальные чувства встречи с потусторонним. На Востоке это культ Митры. На Западе — культ Диметры, Персефона, Орфические таинства. Мистериальные культы развились из культов плодородия, т.е. крестьянских. Они отражали календарный цикл: зимой всё умирает, весной расцветает.
Мистерии были тайными — все они были известны, но никто толком не знал, в чем их сущность. Мистериальные ритуалы носили, как правило, сексуальный характер.
Мистерии стали личным опытом каждого участника-индивидуума. Например, речь шла не о умирании-воскресении природы, а об умирании-воскресении «меня».
Диметра (римская Церера) была матерью Персефоны (римская Прозерпина), которую забрал подземный бог Аид (ад). Диметра просит остальных 11 богов, и они заставляют Аида раз в год выпускать Персефону (на земле в это время весна).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.