Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 60

Совершенно неудивительно, что преданий, записанных при жизни Иисуса, мы фактически не имеем, историки Им не интересовались, они писали о владыках, о войнах, и Иисус не был образом всемирной истории для античного мира, так что вне Церкви свидетельств очень мало, и все они относительно поздние.

Свидетельство Та,цита (116). Анналы 15, 44 по поводу пожара при императоре Нероне он пишет о некоем Христе, который был казнен при Понтии Пилате. Это первое внецерковное упоминание о Христе.

Второе по времени — Светоний (120) «Жизнеописание 12‑ти цезарей» (25, 4) в жизнеописании Клавдия он пишет об изгнании иудеев из Рима в 49 г. из‑за некоего Хреста, (по-латыни). Кто такой Хрестос, из‑за которого произошли такие распри в Риме, историк не знал и вряд ли этим интересовался.

В иудейских писаниях есть несколько маловразумительных упоминаний. Наиболее известное — т.н. testamentum Flavii — сообщение Иосифа Флавия в связи со смертью Иакова, брата Иисуса, «так называемого Христа» (Древности 20, 200). Флавий говорит, что Иисус «был Мессией и казнен нашими начальниками как преступник». Долгое время это свидетельство Флавия воспринимали как подлинное, но потом стали критиковать — как иудей Флавий мог написать, что Иисус был Мессией? и считали, что это не подлинное свидетельство Флавия, а приписка христианского переписчика Иосифа Флавия. Но в 50‑е годы ХХ столетия нашли довольно древний арабский перевод Иосифа Флавия, там сказано несколько иначе: «утверждали о Нем, что он Мессия, но он был казнен как преступник нашими начальниками». Это Флавий вполне мог написать, во всяком случае, это — свидетельство о Его существовании.

Раввинские свидетельства в Талмуде, очень клеветнические измышления о некоем Ие,шуа-волшебнике, Который имел 5 учеников и был казнен в канун Пасхи.

Больше никто из историков древности Иисусом не интересовался.

Сам Иисус, конечно, не оставил записей, хотя был образованным человеком, владел, помимо арамейского, вероятно и греческим (Галилея была двуязычной страной). Кроме того, Иисус происходил из слоя ремесленников — довольно образованного и более менее состоятельного сословия. Иисус не был писателем, и форма Его деятельности была абсолютно иной, Он не ставил перед Собой цели оставить учение потомкам — Он исполнял то задание, к которому Его призвал Бог, как Он сознавал это. На это призвание указывает сообщение о Его Крещении (Мк. 1, 9‑11).

Во время Крещения Он слышит голос Божий, который содержит в себе задачу: «Ты Сын Мой возлюбленный (цитата из Пс. 2), в Котором Моё благоволение (цитата из Ис. 40)». Всё это вместе означает: «Ты — Мессия, Который должен Сам пострадать за народ».

Преодолев искушения в пустыне, Он выходит на проповедь (Мк. 1, 15): «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие», — Он возвещает народу Израиля, что Бог начал Своё Царствие, а задача Иисуса — собирать народ в это Царствие.

В кругу учеников Крестителя Иисус некоторое время, наверное был перед Крещением, но, в отличие от Крестителя, весть Иисуса не была призывом к покаянию ввиду близкого суда (секира при корне). В проповеди Иисус приходит не столько как Судия, сколько как Спаситель, Бог собирает заблудший рассеянный народ, ищет Своих.

Иисус говорит о близости Бога и во временно,м отношении. Он не высчитывает времена и сроки, всё это в воле Бога-Отца, но просто указывает на близость Бога — Бог ближе, чем все дела, все вещи повседневности; Бог входит в эту повседневность, и от человека требуется поверить, положиться на то, что отныне делает и говорит Иисус.

Ученики

У Иисуса был круг учеников — это избранные Им люди для участия в благовестии — возвещении Царствия Божия. Мк. 3, 14: «И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь», в подлиннике — «на благовестие». Число учеников было больше 12‑ти, 12 — это просто постоянный центр; и все эти многочисленные ученики, окружавший центр, нуждались в наставлениях, поучениях.