Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 47

Воспоминание в Библии всегда имеет смысл более экзистенциальный, жизненный; помнить кого‑то или что‑то означает быть внутренне соединенным с кем‑то, блюсти заповеди; помни день субботний, например, — это придерживаться субботней заповеди; помнить Бога — жить по Богу; помнить Иисуса Христа — это жить во Христе. Эта жизнь во Христе особенно наглядно и социально видимо являет себя, когда Церковь собирается; каждый раз, когда вы собираетесь (для агапы), вы творите это.

Новый Завет. В древности заветов, договоров Бога с людьми, было много (адамов, ноев, авраамов, моисеев, давидов), но это были «ветхие» заветы (2 Кор.). Слово «новый» придумал не ап. Павел, а он взял из Иеремии.

Понятие завета у евреев было очень тесно связано с празднованием Пасхи; Тайная Вечеря имела место примерно в то время, когда иудеи готовились праздновать один их трех важнейших праздников — Пасху. Во время Пасхи иудеи праздновали воспоминание установление Завета Бога с их предками, вспоминали Исход из Египта. С того времени Израиль стал называть себя «народом Завета»; Бог заключил со Своим народом союз, берет на Себя какое‑то обязательство, условием исполнения которого является послушание народа, его верность, любовь. От человека многого не требуется — лишь послушание, а Бог обещает великие блага и награды (землю ханаанскую, вечное спасение и т.д.). Это обещания грядущего, что выступает как «завещание» (diaqh,kh), евр. [berit] — закрепленное документально завещание, союз, договор. Завещание больше, правда, говорит об обещании (testamentum).

21.  Исторический обзор новозаветных исследований в новейшее время

Критическое (в плохом смысле) отношение к Библии вообще и к Новому Завету, в частности, началось в эпоху рационализма, т.е. в эпоху Просвещения, начиная с середины XVIII века. Сказать о том, что это — исследование Библии или Нового Завета, невозможно, — это была просто огульная критика, основывавшаяся на догматическом подходе, а не на научно-исследовательском. Догмат был очень простой: чудес на свете не бывает, следовательно, всё, что Библия говорит о чудесах — ложь. Поскольку чудесами наполнен весь НЗ, начиная с чуда Боговоплощения и кончая чудом Воскресения, значит, весь НЗ — «поповская выдумка». Преимущественно это французский подход, хотя отголоски были и в Германии, и в России.

Эпоха Просвещения оказали такое мощное воздействие на менталитет этой нации, что до сих пор французы считаются самой атеистической нацией на свете.

Всё это породило реакцию благочестивых или сентиментально-благочестивых людей, философов, богословов, что привело к появлению в Германии в начале XIX века теории Шлеермахера о том, что надо строго различать между историей и верой, для человеческого сердца важна не история, а вера, и НЗ отражает веру в Иисуса. Это тоже чисто догматический, не исследовательский подход.

Собственно научное исследование связано с началом XIX века — с появлением литературной критики Евангелий. Итак, первый научный этап библейских исследований — литературная критика. Лишенная какой бы то ни было эмоциональности, это была чисто научно-исследовательская работа, не имеющая отношение к критике в отрицательном смысле. Этой работой могли заниматься очень верующие люди или абсолютно неверующие люди — это была научная работа над текстом.

Вопросы. Один из основных — вопрос авторства. Второй, более значительный вопрос, который привел к огромным результатам в исследованиях — это вопрос об изучении синоптических Евангелий. Начиная с XVIII века, критики евангельских текстов указывали не только на наличие «необъяснимых» и «несуществующих» чудес в Евангелиях, но и на то, что сами Евангелия полны противоречий. Евангелист Матфей, Марк, Лука похожи друг на друга (синоптические). Все три Евангелия содержат в общем и целом одинаковый материал, но в этом материале столько разночтений, противоречий, что, конечно, историческая реальность, которая описана евангелистами — «выдумка».