Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 30

А то, что Он сказал: «вы узрите Сына Человеческого» — может быть; именно это и возмутило первосвященника.

«Сын Человеческий» — важная концепция для Самого Иисуса Христа; Он чаще всего о Себе говорит: «Я — Сын Человеческий»; у Марка это выражение встречается 14 раз, у Матфея — 31 раз, это наиболее часто употребляемый титул Иисуса применительно к Самому Себе.

По-гречески «u`io,j tou/ anqrw,pou» — «сын человека». Для того, чтобы определить, кто такой Сын Человеческий, надо отметить, что слушателями Иисуса Христа были иудеями, поэтому надо привлечь иудейское Предание, прежде всего, ВЗ.

В ВЗ выражение «Сын Человеческий» используется в двух смыслах. Первый смысл — «человек слабый, в отличие от Бога сильного». Когда к некоторым пророкам ВЗ Бог обращается «сын человеческий» — это был способ провести различие между этими людьми и Богом.

Второе значение специфическое, которое и используется в Мк. 14. Это апокалипсис Даниила (7, 13‑14). Здесь уже нет противопоставления слабости силе: «и как бы Сын Человеческий дошёл до Ветхого днями и подведен был к Нему, и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народа, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». У Даниила появляются 4 зверя (медведь, барс и др.), т.е. сменяют друг друга «зверские» империи. Все они гибнут, и на смену этим зверским существам, изображающим языческие имперские власти, приходит сверхъестественное существо в образе человека, т.е. зверское сменяется человеческим; и когда это произойдет, то наступит Царство Вечное; существом, которое принесет это Царство, будет человек с небес.

В апокалипсисах эта фигура была очень популярна. В Апокалипсисе Еноха Сын Человеческий — это сверхъестественный божественный посланник, который осуществит суд над человечеством и принесет новое царство.

То же самое во 2‑й книге Ездры, там говорится просто «Человек».

Итак, «Сын Человеческий» означает сверхъестественное существо, Которое одновременно и Мессия, и Судия, согласно книге пророка Даниила и другим апокалипсисам. Именно поэтому разодрал свои одежды первосвященник, потому что ИХ цитировал пророка Даниила, чем сказал, что с Ним началось новое Царство, Он — посланник Божий (побитый, заплеванный, а ожидали не такого).

Кроме ВЗ, мы можем использовать арамейский язык. В арамейском «Сын Человеческий» — [bar nasha,]; это означает «Человек» без противопоставления Богу.

По-арамейски это просто «Человек», в ВЗ это «человек в его слабости» или трансцендентное небесное существо, обладающее божественной силой.

Иисус говорил по-арамейски и мог использовать это выражение, говоря о Себе как о человеке. Но интересно, что Он использует это выражение в разных значениях, придавая этому выражению такое значение, которое Он хотел в данной ситуации. Сказать о Себе прямо: «Я — Мессия» Он не мог, от Него сразу потребовали бы (как сатана в пустыне) совершения знамений, а Он этого не хотел. Народу было трудно объяснить, что такое Мессия в подлинном понимании, поэтому ИХ использует выражение «Сын Человеческий», «имеющий уши слышать, да слышит», но, к сожалению, никто не слышал; а тот, кто не имеет уши, понимали, может быть, как «пророк» или просто «человек». И только один раз, когда терять было нечего, когда было ясно, что его ожидает Крест, ИХ сказал, что Он — Сын Человеческий, в прямом смысле цитируя пророка Даниила.

Чаще всего «Сын Человеческий» появляется в речи Иисуса Христа для описания Своего грядущего страдания и смерти. Классический пример — Мк. 8, 31. Мк. 8 — поворот в Евангелии; впервые Петр, а в его лице окружающие ученики, признаёт Иисуса Мессией (Мк. 8, 29); здесь же впервые ИХ после этого исповедания начинает говорить о Своей грядущей смерти: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. и говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказал: отойди от Меня, сатана». Здесь Петр выступает в той же самой роли, что и сатана во время искушений, предлагая совершить знамения легитимации.