Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 75

Телесное по плоти происхождение Иисуса от семени Давида здесь интерпретируется как Его спасительная функция для Израиля — Он фактически ожидаемый Мессия из рода Давидова, но такой Он потому, что Бог воскресил Его, поставил Его Господом. Здесь мы сталкиваемся с т.н. «двухступенчатой христологией» (потом столкнемся и с трехступенчатой), она описывает путь Иисуса в смысле возвышения от Сына Давида к Сыну Божию. Мысль об адоптации в связи с подобными формулами появилась позже, в связи с христологическими спорами предхалкидонского времени, здесь эта мысль находится вне поля зрения тех, кто её формулировал. Сын Божий здесь ещё не понимается в триадологическом смысле, здесь «Сын Божий» — это цитата из Пс. 2, 7 — это титул Мессии, поэтому об адоптации говорить невозможно — что Отец принял Его как Своего Сына, здесь нет речи ни об этом, ни о противоположном.

Итак, это — иудео-христианская миссия.

Появляются и языко-христианские миссионерские формулы, появились они вместе с Павлом и др. Миссия среди язычников доказывала, почему им надо нести весть об Иисусе как о Спасителе, говорилось, что вера в Иисуса означает веру в Бога, Который существенно отличен от прочих богов, ибо Он — творец и как таковой — вне мира, который Им сотворен. Такая формула находится в самом раннем из посланий 1 Фес. 1, 9б‑10: «Вы обратились к Богу от идолов, служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева». Воскрешение Иисуса здесь толкуется как знак живого Бога язычникам; до сих пор они пренебрегали Им ради своих мертвых идолов, но близится гнев (суд) Бога, однако, верующие в Иисуса, Который жив, избегнут этого гнева.

Все эти миссионерские формулы опираются на давно бытовавшие среди язычников какие‑то представления и о истинном едином живом Боге, и о воскрешении, и о грядущем суде — всё это в той или иной извращенной форме бытовало в языческом мире, иначе проповедь просто не имела бы смысла.

Итак, языко-христианская миссия стояла перед задачей приведения язычников к израильскому Богу-Творцу, отсюда необходимо было вести монотеистическую подготовку, и в этом смысле мысль, которая высказана в 1 Фес., продолжается дальше: Павел и Варнава принимаются в Листре за Зевса и Гермеса, «Апостолы Варнава и Павел, услышав [о сем], разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14, 15-).

26.3.2  Катехизаторские формулы

Второй тип формул — для внутрицерковного употребления, они обобщают содержание христианской веры, они легли в основу нашего символа веры. Из них важнейшее — 1 Кор. 15, 3б‑5: «Христос умер за грехи наши, по Писанию,.. Он погребен был, и воскрес в третий день, по Писанию, явился Кифе, потом двенадцати». Это — первое историческое свидетельство о нашем Символе вере, Апостольский Символ и Никейский развились именно из этого катехизического исповедания. Павел сообщает это коринфянам как общехристианское предание. Содержание этой формулы — решающее для спасения, впервые эта формула обобщает события смерти и воскресения, раньше говорилось только о смерти: «умер за нас». Два центральных события спасения, истолкованные сотериологически: смерть Иисуса (Христос умер за грехи наши по Писанию) и воскрешение Иисуса (Он воскрешен в третий день по Писанию, — оба подтверждаются внешними свидетельствами: реальность и окончательность смерти — погребением, а воскрешение — свидетельствами Кифы и 12‑ти, и оба раза подчеркивается, что в этом исполнилось обетование Божие (по Писанию) без указания конкретного места — всё Писание в целом находит свое исполнение в событии смерти и воскресения Христа.