Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 66

В эллинистической литературе апофтегматы были очень распространены; почти все рассказы о Диогене Синопском (киник) — апофтегмы. Например, что особенного и ярко выразительного в его высказывании: «Ищу человека»? Но рамки придают этому высказыванию совершенно особый философский или нравственный смысл — он ходил с фонарем средь бела дня.

Мк. 2, 13‑17.

«13 И вышел [Иисус] опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И [он], встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Если это реалистический эпизод, то надо понимать, что Иисус был не у мытаря (фарисеи туда не пошли бы); грамматически (15 ст.) можно вполне понять, что все пришли в дом к Иисусу, в тот дом, где Он в настоящий момент остановился (например, у тещи Петровой), и к Иисусу фарисеи вполне могли пойти.

На Востоке был обычай: кто‑то приглашался для возлежания за трапезой, им приносили вино, пищу, и они беседовали. Евреи говорили о Законе, греки философствовали. Разговаривали мужчины, женщины не допускались (только в редчайших случаях — как у Платона в «Пире»). В дом можно было входить, двери во время таких пиров открыты. Вся публика, которая приходила не для того уже, чтобы пить вино (им уже ничего не доставалось), садились по бокам и слушали, стараясь не мешать.

Здесь Иисус ест с мытарями, грешниками, фарисеи протестуют, Иисус отвечает банальной пословицей, которая сама по себе ровным счетом ничего не говорит: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Чего здесь особенного? Но в этой ситуации смысл глубже. Во-первых, Иисус как бы говорит: неправильно, что Я ставлю Себя в один ряд с мытарями и грешниками, что я одобряю их поведение, потому что они — больные; но Он противопоставляет себя не как здоровый, а как врач, как помогающий от болезни греха.

Мк. 2, 18-19.

«18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься».

«Сыны чертога брачного» чаще всего понимаются гости на свадьбе, хотя могут быть разные вещи. Здесь говорится, что присутствие Иисуса обозначает близость Царствия Божия и время праздничной радости.

«Сыны чертога брачного» очень трудно иногда переводить на другие языки; в одно время на Западе и у нас пытались переводить слово за слово — минуя смысл, переводить букву. Мы понимаем, что это — семитизм, а простодушные черные люди в Африке не знают, что это — семитизм, они и понимают, что это дети от брака, причем, мужского пола: от брака родились дети, и не постятся, но почему‑то это происходит ещё на свадьбе — и жених тут, и дети.

Мк. 12, 13-17.

Фарисеи задают очень хитрый вопрос-ловушку Иисусу: должно ли платить подать? Скажет: «да», — окажется другом римлян и непатриотичным, скажет: «нет», — обвинят как разбойника. В реакции Иисуса интересен и жест, и слово; яркий жест — покажите мне эту монету, как будто Он никогда в жизни не видел их. Тем самым, его противники показывают, что они в своих карманах или кошельках даже в храм вносят запрещенные иконы (монеты). Они уже были обескуражены тем, что должны были вытаскивать из карманов и показывать Ему иконы. «Отдайте кесарю кесарево, а Божие Богови». Бог притязает на бесконечно большее, чем на кесарево; т.о. Иисус показывает не только Свою яркую находчивость, но и возводит вопрос на богословскую высоту, не говоря уже о нравственном смысле.

Мк. 10, 13-16.