Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 32

Мф. 1, 1‑17. Родословие Иисуса Христа. Очень интересный апокалиптический отрывок. Текст несет не столько историческую информацию, сколько онтологическую, богословскую. Евангелия с большой осторожностью надо воспринимать как фактологические записи. Евангелия в своей литературной форме появились достаточно поздно, спустя много десятилетий после 50‑цы на основании очень долгого церковного Предания. Их формирование происходило под воздействием многих факторов, не в последнюю очередь под воздействием богословских интересов. Поэтому здесь Слово Божие здесь надо понимать именно как Слово Божие, произносимое на особом языке Божием, и этот язык надо знать, иначе мы не поймем слова (сказанные, написанные, жестикулированные), Евангелия — словесная икона, а не биография Иисуса Христа.

«Bi,bloj gene,sewj VIhsou/ Cristou/ ui`ou/ Daui.d u`iou. VAbraa,m». Не «родословие», а «книга родства»; в первой книге Библии это называется «Книга Бытия», «происхождение». Матфей совершенно сознательно первую книгу Евангелия начинает словами первой книги Бытия. Там была «Bi,bloj gene,sewj», и здесь «Bi,bloj gene,sewj». Начинается новая Библия, Новая Тора, Новый Завет с намёком, что это — новое творение. Новый мир рождается в Иисусе Христе, поэтому не «Bi,bloj gene,sewj tou/ ko,smou», а «Bi,bloj gene,sewj VIhsou/ Cristou/». Поскольку понятие «Христос» в момент литературной фиксации этого Евангелия уже стерлось, надо было пояснить: «т.е. Сын Давидов», чтобы всем было понятно, что это — Мессия. «Сын Авраамов» добавлено, чтобы показать, что Он — носитель обетований для всего человечества, данных Аврааму, в Нём исполнились обетования.

Далее очень интересная родословная с т.зр. многих факторов, в данном случае нас интересует только один, - как с этой родословной связано понятие мессианства. Со 2‑го стиха по 6‑й, затем от Давида до Вавилона — с 6‑го по 12‑й, с 12‑го по 16‑й — после Вавилона. В каждом из этих отрывком, а это подчеркнуто в 17‑м стихе, «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов».

Пытались объяснить это по-всякому. Первоначальные попытки истолкования были хорошие, благочестивые, но достаточно наивные: говорилось, что от Авраама до Давида как бы взлет, восхождение, — Давиду даны обетования, он — первый царь Израилев; от Давида до Вавилона как бы падение, а от Вавилона до Христа как бы новый взлет: как бы тезис, антитезис, синтез. Такое толкование этого отрывка преобладало в начале XIX веке в связи с гегелианской философией.

Но потом стали замечать, что число «14» здесь очень искусственно, и если мы будем прослеживать по ВЗ‑м сообщениям, то мы увидим, что какие‑то люди из родословной отвергнуты, а какие‑то добавлены, т.е. родословная не полностью соответствует тому, что мы читаем в СП ВЗ. Совершенно ясно, что для автора обязательно нужно было сохранить число «14», под которое автор «подделывал» родословную. Дело в том, что «14» — число Давида. Это гематрия — число имени. Еврейское «гематрия» — искаженное греческое «геометрия» — вычисление. Имя dwd (Давид) (d — 4, w — 6, d — 4). Любой еврей знал, что «14» — это символическое число, которое означает «Давид». Здесь трижды повторяется «Давид», утверждая, что Христос — Сын Давидов. Но это не всё...

Для автора Евангелия было удивительно, что такое трехкратное повторение числа «14», которое звучит само по себе прекрасно для уха иудея, ещё совпадает и с современными апокалиптическими представлениями. Апокалипсис Варуха был очень популярен в то время; там сказано, что Мессия должен появиться в конце веков, на исходе 9‑й космической недели, и будет царствовать на протяжении всей 10‑й недели. «Космический день» — это жизнь одного поколения (рода). «Космическая неделя» — жизнь семи библейских поколений. Каждому еврею и иудео-христианину была прекрасно известна родословная от Адама до Авраама — это 21 род, т.е. 3 космические недели. От Авраама до рождения Христа прошло: 14*3=42 космических дня, т.е. 6 космических недель. Итак, от Адама до Христа прошло 63 космических дня или 9 космических недель, и родился Сын Давидов — Христос — наследник всех обетований, который будет царствовать на протяжении 10‑й космической недели.