Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 37

Согласно Иосифу Флавию, Ирод Антипа избавился от Иоанна Крестителя именно потому, что он боялся политического соперника наподобие своего папочки. Для властей затруднительно было не думать об ИХ таким же образом; вокруг Него, действительно, собирались огромные толпы (например, 5000 человек) и, самое главное, что эти люди хотят сделать Его царем, чтобы поднять восстание против римлян, и Иисусу Христу приходится от них тайком бежать. Иисус Христос постоянно сопротивлялся политическому насилию. Без сомнения, Он не принимал какую-нибудь одну сторону в политических спорах и распрях того времени. Важнее ещё то, что Он критиковал самых популярные, известные и любимые религиозные авторитеты того времени (фарисеев).

Народ видел и заявлял, что с самого начала Его учение отличалось тем, что оно было «со властью» (Мк. 1, 22). Иисус Христос не протестовал против подобных заявлений. Более того, Он, не колеблясь, открыто упрекал фарисеев в том, что они были слепыми вождями слепых, людьми, исказившими Слово Божие, отрекшимися от него; внешне они — благочестивые, а в глубине они как прогнившие старые могилы, полные костей (Мф. 23, 27), т.е. полны нечистоты. Критика Иисуса казалась не просто случайной, а преднамеренной, обдуманной политикой.

Был специфический момент, когда ИХ решил, что настало время противостоять иудейским властям в самом Иерусалиме. Имеется ввиду Вход Господень в Иерусалим и последующие события. С точки зрения всех синоптиков, именно Вход Господень в Иерусалим, точнее изгнание торгующих из храма явилось последней каплей, переполнившей терпение иудейских властей, после которой они начали охоту за ИХ, даже обещали награду за Его голову, на что и польстился Иуда.

Согласно Иоанну, таким поворотным событием было воскрешение Лазаря; в любом случае, они стоят близко друг к другу; у Иоанна это, кстати, более реалистично, потому что по синоптикам непонятно, почему кричали «Осанна» во время Входа, если Он ничего особенного не сделал накануне. Это не так важно.

Почему Сам Иисус пошел на это — вошел в Иерусалим на верную смерть?

Самая древняя точка зрения. Иисус понимал, что настало время, и идет в Иерусалим, чтобы исполнить волю Божию. Лк. 18, 31: «вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом», — самая реалистическая точка зрения.

Другая высказана Альбертом Шве,йцером, знаменитым богословом-философом-музыкантом-врачом, который основал клинику в дебрях тогда ещё немецкой Африки, проработал там среди всяких эпидемий долгие десятки лет. Он был знаменитым органистом, написал несколько замечательных книг об И.С. Бахе; кроме того, написал много книг об ИХ в протестантском духе. Он утверждал, что ИХ шёл на сознательный риск, Он как бы хотел вызвать Бога, чтобы Тот явил в ИХ Мессию. Странная идея, но Альберт говорил, что ИХ верил в то, что Он, действительно, такой Мессия, в какого верили окружающие люди. Т.е., согласно Швейцеру, ИХ ожидал, что Бог немедленно вмешается в историю, и посещение Иерусалима было попыткой ускорить осуществление плана Божия для установления Царства Божия на земле. Но ничего не произошло, и неожиданно для Самого Себя ИХ умирает на кресте.

Безумная гипотеза!

Другие говорили, что ИХ пошёл в Иерусалим потому, что Он уже был во многих частях Палестины, теперь пришёл в столицу, а то, что Он столкнулся с властями, было несчастным случаем, судебной ошибкой.

Первое объяснение наиболее разумно в свете того, что Сам ИХ говорил о Себе, что Он исполняет волю Божию. ИХ не мог не знать о растущей оппозиции; посещение Иерусалима было опасным и должно было привести к непосредственному столкновению с властями. Более того, если прежде и могли существовать какие‑то сомнения в том, Кем претендует быть ИХ, то его торжественный Вход в Иерусалим сделал всё всем ясным, потому что ИХ входит таким символическим образом, который открыто заявляет о том, что Он — Мессия.