Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 93

Wrede говорит, что эта теория предполагает примирение исторического факта не-мессианской жизни Иисуса (Мессию ждали другого) и исповедание Его Церковью как Мессии, Спасителя и Сына Божия — Он: униженный, оплеванный, убитый Человек — это одно, и Господь, Сын Божий — это другое; как примирить эти два факта (исторический и религиозно-духовный), это и пытается сделать Марк в своем Евангелии: Иисус был Сыном Божиим в течение Своей земной жизни, но это хранилось в тайне.

Сегодня исследователи в общем и целом согласны с Wrede, но пошли несколько дальше, они дифференцируют его представления, рассматривают его более тонко. Многое говорит против единой теории тайны у Марка; существуют несколько «тайн» в этом Евангелии, и эти «тайны» располагаются в различных плоскостях. Прежде всего, назовем несколько до-марковых тайн.

1. Тайна притч — домарково изобретение. Многое остается сокрытым от толпы (4, 10‑12): «Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи». Ученикам всё открывается в тайном учении, а внешним в притчах. 4, 33‑34: «И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все» — ученики знали, внешние не понимали.

2. Тайна чудес — второе до-марково изобретение. Чудеса Иисуса производили мощное воздействие на толпу, но это воздействие происходило вопреки ясно выраженной воле Иисуса. Например, 7, 36 Иисус повелел не сказывать никому о чуде, но сколько Он ни запрещал им, они ещё более разглашали. 8, 26: «И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении».

Есть и продукт самого Марка:

3. Тайна учеников. В своём изображении учеников Евангелист показывает, что ученики не видят истинной сущности Иисуса. Более того, чем дальше, тем меньше они понимают — их непонимание усиливается с усилением доказательств Его власти, Его славы; чем больше Иисус изъясняет Своё учение, тем меньше они понимают. Они не понимают притч Иисуса.

4, 13: «не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?»

7, 18: «неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете...»

Ученики оказываются несостоятельными, например, в бурю. 4, 35‑41: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?»

Хождение по водам (6,50) — они боятся, изумляются, Он их упрекает.

В то же время, бесы всё понимают; они, побеждаемые Иисусом при экзорцизме, прямо исповедуют его Сыном Божиим.

5, 7: «и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?»; или 1, 24.

А для учеников такое исповедание остается закрытой тайной. Даже т.н. «исповедание Петра» не в состоянии открыть тайну Иисуса, это мы видим из реакции Петра на последующее возвещение страстей.

8,30-33: «Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Петру непонятна необходимость идти Иисусу на страдания, на Крест, у него нет готовности следования к страданиям, т.е. Иисуса как Сына Божия можно понять не на основании доказательств Его власти, Его славы, но только приняв действительность Креста. Именно этого ученики не сделали до самого конца Евангелия: они бежали от Креста, не стоят под Крестом, как римский сотник, потому так и не приходят к исповеданию Иисуса Сыном Божиим.