Так вот, эта перепись началась при Ироде и лишь закончилась в 6‑7‑м году при Квиринии. Она, действительно, была первая законченная перепись, подведенная статистика. Вот так разрешается эта проблема. Поэтому мы можем почти с полной уверенностью сказать, что Иисус Христос родился приблизительно в 5‑м году до Р.Х.
19.09.97
О детстве Иисуса Христа мы знаем очень мало из наших канонических Евангелий. Он вырос в доме Иосифа обручника, который был плотником или столяром (в древности это было одно и то же). Эти мастера-плотники готовили мебель и строили дома. Вероятно, дом, в котором вырос Иисус, был типичным восточным домом с плоской глинобитной крышей. Иосиф занимался заработком, Иисус был его помощником. Производили они сельскохозяйственные инструменты, мебель, трудились над постройками, как это было принято. Каждый поселок вроде такого, каким был Назарет (это сейчас довольно большой город в Палестине, а тогда был крошечный), имел своего столяра, то есть человек случайного заработка, мастера по дереву.
Несмотря на простоту жизни в родном доме, Иисус получил хорошее образование. Это мы видим и чувствуем из Его речей, которые до нас дошли. Он считался достойным чтецом Ветхого Завета. Не каждый человек был чтецом. Когда Ему исполнилось тридцать лет, он пришел в Капернаумскую синагогу и стал читать по-еврейски. Не каждый житель Иудеи умел это делать. Иудейские мальчики обычно учились в местной синагоге, и Иисус, наверное, был одним из лучших учеников в классе. Мы это чувствуем по Его знанию закона, по Его проповеднической технике. (Почему же тогда сказано: «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись»? — ред.).
Ученичество несколько отличалось от современного. «Быть учеником учителя» («равви» — учитель) на деле было почти «быть рабом учителя» — исполнять все его приказания. Учителя пользовались большим уважением в народе. И учительство, и ученичество обозначается в нашем Новозаветном греческом языке словом mi,mhsij. Mime,omai обозначает «подражать». «Подражание» — mi,mhsij. Но это не совсем подражание в нашем смысле, подражание же ученика учителю заключалось в буквальном повторении того, что знает и что говорит учитель (разумеется учитель закона).
Книги были не у каждого. Ученики сидели на корточках, у каждого была доска, на которой он писал мелом. У учителя также была грифельная доска, на которой он писал тоже мелом. У учителя была книга, а могла и не быть. В синагоге, конечно, было Писание, но Писание — это дорогая вещь в древности, поэтому, может быть, в шкафу синагоги (где у нас алтарь), было Писание, а в школе, — в помещении около синагоги, — может быть, Писания и не было, но учитель все знал наизусть, потому он и учитель. Предположим, он учит, как читать псалмы. Он читает псалмы наизусть. В еврейском языке нет гласных букв, поэтому, глядя в текст, ты не знаешь, как его произносить: это надо услышать от кого‑то, чтобы знать, как это звучит. Надо было слышать от учителя и повторять за ним.
Вот такое повторение за учителем и называлось mi,mhsij — то, что у нас называется подражанием. Павел, например, пишет в своих посланиях: "...подражайте мне, как я — Христу." По-русски не очень хорошо звучит, правда? Но речь идет именно об учительстве: тот образ жизни, то настроение которое царило в Христе, вот именно его повторяет и хочет повторять апостол Павел, и хочет передать жизненный дух читателям своих посланий.
Учеников иногда вызывали к доске, чтобы они сами писали буквы (тогда был квадратный шрифт, как и сейчас). Они писали буквы, некоторые фразы. Если ученик был талантливый, если он хорошо писал на доске или хорошо отвечал по написанному на доске учителем, ему разрешалось подойти к доске и полизать буковки на доске, потому что мел делался из муки с медом. Это была награда. Поэтому в апокалипсисе Иоанна, например, говориться, что, когда он съел этот свиток, во рту было сладко, — буквы были сладкие. Вероятно, Иисусу Христу, когда Он был маленьким, не раз приходилась так ходить к доске и лизать эти сладкие буквы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.