Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 82

К концу XVIII века начали критически исследовать отношение друг к другу синоптических Евангелий, появился Синопсис и т.д. Скоро обнаружилось, что не может быть и речи о том, что Евангелия независимы друг от друга; буквальные повторения рассказов указывали на зависимость. Для объяснения этой зависимости сначала исходили из традиционного представления, что Матфей — первый источник для двух других Евангелий (теория литературной зависимости блж. Августина), и это убеждение, высказанное ещё Августином в конце IV века, было так крепко укоренено, что даже в нашем столетии его придерживаются некоторые крупные ученые. Но это убеждение не устояло, и против него говорят многие аргументы.

Теория «двух источников» заменила все предшествовавшие гипотезы: для Матфея и Луки основными источниками послужили Евангелие от Марка и Q.

Таким образом, древнее сообщение Папия стало рассматриваться в новом свете; ныне считают, что у Папия речь шла о древнем собрании изречений Иисуса (logia), которое Папий приписал Матфею, это и есть источник логий (Q), о котором говорит теория двух источников.

Форма и содержание источника логий. Предполагается, что это собрание было сделано в целях миссии. Странствующие миссионеры в Галилее и Сирии собирали материалы об Иисусе Христе как памятки для проповеди. Такие сборники не возникают за один присест от одного автора, они возникают постепенно по мере сбора материала посредством многих людей; возможно, это была подшивка отдельных листочков, папирусов. То, что это — подшивка, сборник отдельных листочков, может объяснить разницу, которая видна в употреблении этого источника у Мф. и Лк.

17.03.98

У Луки как лежала подшивка, так он её и вставил в Евангелие. Матфей же систематизировал отдельные листочки тематически и включил тематические блоки в своё Евангелие. Оба евангелиста могли пользоваться различными вариантами Q — у одного листочки разрозненны, у другого подшиты.

Содержание Q может нам помочь точнее определить тот церковный круг, в котором возникло это собрание. Вряд ли это какая‑то конкретная Церковь или Церкви; скорее всего Q родился и бытовал в группе странствующих харизматических миссионеров преимущественно в Галилее и Сирии. Эти харизматики появились после Пятидесятницы и проводили жизнь радикального последования Иисусу Христу под знаком близкого Царствия Божия, они и призывали к такой жизни. Как Сам Господь Иисус Христос и круг его учеников, эти странствующие проповедники призывали к отказу от собственности (это мы видим в Q), это можно проследить у Лк. 9,57-10,12 (не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви,.. Сын Человеческий не имеет, где главы приклонить,.. предоставь мертвым хоронить своих мертвецов). В ходе развития Q в собрания отдельных изречений были включены также и отдельные рассказы о жизни Иисуса Христа, например: крещение, искушение, рассказ о капернаумском сотнике и некоторые другие.

Стремление рассказывать об Иисусе очевидно и лежит в природе самого предмета — в благовестии нельзя было ограничиться Иисусом только как Учителем-Пророком. Недавно были проведены попытки реконструировать разные ступени редакций Q, но результаты оказались неоднозначными.

Что касается реконструкции содержания и последовательности в Q, то реконструкция исходит из того, что Лука сохраняет последовательность и лучше сохраняет букву Q, — лучше, чем Матфей, поэтому, когда ссылаются на Q, то всегда ссылаются на Луку, а не на Матфея. Матфей, согласно своему литературному и богословскому таланту, отличному от литературного и богословского таланта Луки, имел склонность к систематизации материала, из речевого материала он формировал большие блоки речей. Так появляется великолепная «Нагорная проповедь». Материал Нагорной проповеди есть и у Луки, но у Луки он разбросан по всему Евангелию, а у Матфея собран воедино. У Матфея появляется большая эсхатологическая речь, блок притч и т.д.