Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 76

Здесь мы имеем дело с формулой веры, которая сформировалась в Церкви во время обучения оглашенных (это краткий катихизис перед Крещением). Речь идет не об исповедании в буквальном смысле, потому что здесь отсутствует характерная для исповедания доксология (наш Символ веры — тоже не исповедание веры, а лишь катехизический Символ).

27.02.98

26.4  Формулы богослужебного прославления

Общая характеристика формул. О древне-христианском богослужении мы уже говорили в связи с празднованием Трапезы Господней, там речь шла о принципиальном ощущении опыта присутствия Господа и об указании, как оформлять богослужение в евхаристическом предании. Постепенно в богослужение входят и фиксируются письменно новые славословия (во всяком случае, передаются из богослужения в богослужение устно). Христианское богослужение раннего периода стояло под знаком совершенно нового опыта — опыта присутствия прославленного Господа. В этом присутствии опытно постигается новая жизнь, новое творение Божие. И всё это воспевалось и языкоговорилось (глоссолалия — тоже один из способов прославления в неизобразимой словами спонтанности). «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование» (1 Кор. 14, 26).

1. Псалом. На богослужении пели, причем, не обязательно хором, но и каждый в отдельности мог петь (у каждого есть свой псалом), каждый вносил свой вклад. Пели хвалу Богу, хвалу Христу. Интересно, что песни-плачи и песни-покаяния не засвидетельствованы; это удивительно и знаменательно; мы знаем песни-хвалы, песни-доксологии, гимны. Образцами служили ВЗ‑е халлелы. Говоря о псалмах, Павел имеет ввиду халлелы, но не только их, сочинялись и собственные псалмы, очень близкие по форме к Псалтири.

В этом отношении очень важна книга Апокалипсис, в ней так много гимнов, её даже не совсем точно называли «Гимническим Евангелием». Гимны могли быть сочинением самого Иоанна, но сформированы они были под влиянием тех фактических песнопений, которые бытовали в Церкви, обычно это было антифонное пение; запевала-канонарх призывал к славословию в форме «Аллилуиа», потом следовало песнопение, иногда произносимое одним, иногда несколькими людьми, затем все пели «Аминь», т.о. в пении участвовали все.

Жанры прославления:

1. Аккла,мации (возглашения). В Древнем Риме это — скандирование толпы на стадионе («шайбу, шайбу») или на политических собраниях. Очень большое значение аккламации имели в культе императора; приветствуя владыку, народ признавал его власть, свое подчинение, свое восхищение. В Литургии это — наше общее признание Бога, наше обращение к Нему. В христианской и иудейской литургике всегда чувствовалась антитеза к культу императора. Аккламации чаще всего происходили в форме обращения на «Ты»: «Яко Ты еси Бог наш...», «Тебе подобает...», но возможно возглашения на «Он». В Апокалипсисе возглашения часто появляются в форме «:Axioj» — «Достоин Он принять...» или «Достоин Ты»; иногда описательно — «:Axiwn» — «Достойно есть, яко...»

Откр. 4, 11: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено»,

Откр 5, 12 о Христе: «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (все 7 благ).

В Апокалипсисе также многочисленны благодарения, обращенные к Богу, благодарения произносились за трапезой Господней. Их прототипом были иудейские благодарения Богу-Подателю хлеба и Спасителю Израиля. Теперь благодарения адресуются Христу. В этих ранних благодарениях — корень евхаристических молитв. Откр. 11, 17‑18: «Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю».