Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 10

11.  Религиозные партии и секты

Иосиф Флавий жил в I‑м веке по Р.Х. Он дружил с римлянами и рассказал об основных партиях иудеев в книге «Иудейская война»: «Иудейская философия[3] имеет три формы. Последователи первой школы называются фарисеями, второй саддукеями, а третья секта, считающая себя более дисциплинированной, это ессеи». Он ещё упоминает, правда, не в этом тексте, — «зилотов». Все эти 4 группы получили начало в век после восстания Маккавеев. Конечно, не каждый иудей принадлежал к той или иной группе. Все эти группы, как организованные партии, были малочисленными, но пользовались популярностью. Каждый житель Палестины считал себя «болеющим» за ту или иную группу, то, что сегодня называется «фанатом». В Новом Завете мы встречаемся с фарисеями, саддукеями и зилотами.

11.1  Саддукеи

В Новом Завете часто упоминаются вместе с фарисеями, хотя между фарисеями и саддукеями не было абсолютно ничего общего, это были антиподы, и во всём придерживались противоположного мнения. Саддукеи была очень маленькая, но очень влиятельная группа. Это высшее храмовое священство. Саддукеи были крайне консервативны и отвращались всякого рода новаторства, всякого рода перемен, которые могли бы поколебать их господствующее положение в обществе.

Теоретически они верили в приход Мессии, но ничего не хотели иметь общего с политическими протестами, это бы только доставило им неприятность — они дружили с римлянами.

Что значит «саддукей»? Есть несколько предположений. Наиболее вероятно, что происходит от слова [са,дик], т.е. праведник, либо от греческого слова [си,ндики], т.е. члены синедриона. Последнее вероятнее, потому что иудейский суд состоял из 70‑ти человек, назывался «синедрион». Он состоял, в основном, из саддукеев.

Итак, политическая позиция была консерватизм, а религиозная позиция реакционная. Они считали, что единственным авторитетом обладает Пятикнижие, Тора, Закон Моисея. Они говорили, что для чтения прочих книг у них нет времени. Какие там пророки, какие там псалмы? Для этого надо время иметь, а у них всё время уходит на общественную деятельность и на чтение Торы. Они были противниками всякого толкования, всякой герменевтики, т.к. объяснения Закона применительно к изменяющейся ситуации, а значит, они не разделяли с прочими иудеями очень многих верований, которые не были прямо и открыто выражены в Законе. Например, они не верили, что история имеет какую‑то божественную цель, они не верили в будущую жизнь, в воскресение, в последний Суд, в ангелов. Всё, что явно не выражено в Пятикнижии, для них не существовало.

11.2  Фарисеи

Это наиболее значительная и наиболее влиятельная группа. Слово обозначает «отделенные, выделенные, святые». Во времена Иисуса Христа эта партия насчитывала примерно 6000 человек. Большинство из них — профессиональные книжники — знатоки ВЗ. Некоторые занимались и другими делами, но по жизни были фарисеями. Партия была организованной, имела местные отделения — комитеты. В каждом комитете был руководитель, был устав.

В религиозном отношении это были самые важные люди в иудействе. Саддукеи их ненавидели, т.к. вера и практика фарисеев включала вещи, которые буквально не выходили из Закона Моисеева, но большинство населения относилось к ним с великим уважением.

Фарисеи смотрели на ВЗ как на высшее руководство в жизни и в вере, но не только на Тору, но и на всё Священное Писание, но они прекрасно понимали, что прямо применить Закон в конкретной жизни, в обществе, в котором они жили, невозможно, его надо объяснить, истолковать. Например, 10 заповедей (Исх. 20 гл.). Требуется почитать субботу. Но что это означает в повседневной жизни? что нужно делать, чтобы помнить субботу «во еже святити её»? что можно и что нельзя делать? Это надо пояснить, и фарисеи вырабатывали список правил поведения в субботу. Этот список менялся, в разных уставах был различным, и в общем и целом количество правил так накапливалось из‑за этих объяснений, что саддукеи были вправе упрекать фарисеев, что они погрязли в своих нормах, правилах, о чем говорит и Иисус.