Новый Завет: Курс лекций (Этапы изучения Священного Писания. Введение в Евангелие от Матфея), страница 61

Таким образом возникает первый источник Предания об Иисусе — наставление ученикам, передававшееся, может быть, из уст в уста. Ученики воспринимают и передают дальше основные темы и содержание новой вести Иисуса о Царстве.

Обучение учеников. Это не были ученики в обычном иудейском смысле. В Иудее ученик стремится дорасти до уровня учителя; в античности это обозначалось словом «подражание» (мимисис). Но у учеников Иисуса не было такой цели и не могло быть, они не могли стать такими, как их Учитель, к тому же обучение у раввинов было частью иудейского предания («учение из уст» — сам раввин научился у своего учителя, тот у своего); в раннем христианстве ещё никакого предания нет, учение абсолютно новое, необычное, — учение «со властью».

Весть, которую передавал Иисус, была очень настоятельна и не терпела отсрочки: «Царствие близко», потому не было большой нужды в консервации учения для дальних потомков. Тем не менее, ученики обучались самым важным вещам, чтобы распространять. Учение Иисуса было, при этом, столь ярким, столь новым, что запоминалось очень хорошо в своей оригинальной форме.

Стилю проповеди Иисуса свойственна большая забота и отсутствие системы, беззаботность в этом плане.

Это была начальная ступень Предания — обучение Иисусом Своих учеников.

26.1.2  Весть в притчах

Сердце преданий Иисуса — это притчи; здесь лучше всего слышен живой голос Учителя. Притчи в Евангелиях очень пластичны, в них пришествие Царствия Божия извлекается из сферы абстракции, понятийности и становится очень образным, непосредственно близким и конкретным. Пришествие Царствия Иисус сравнивает с событиями будничной жизни. При этом, речь идет о ясных вещах, так что не наглядность — цель пластичности и яркости (Он говорят о вещах и без того достаточно понятных), речь идет о вызове к позиции, к поведению человека, эмоциональное воздействие, требующее ответа. Иначе говоря, притча не информативна, а скорее перформативна — она не дает информацию, а взывает к какому‑то поведению человека. В притчах Царствие Божие вплотную приближается к человеку, вызывая его на ответ, утешая его, одаривая его.

1. Притчи, описывающие действие Бога в поведении Самого Иисуса

Притча о нахождении потерянного (Лк. 15) — потерянная овца, драхма, сын, — всё это возвращается. Соль этих притч в том, что Бог рад обретению Своих, принадлежащих Ему, поэтому Иисус исполняет эту волю Божию к радости Божией и обращается к потерянным (блудницам, мытарям — беззаконникам).

Такое поведение вызывает критику, и Иисус отвечает на эту критику. Например, Мф. 20, 1‑16. Речь идет о щедром и несправедливом работодателе. Работодатель дает всем одинаково: и тем, кто работал целый день, и тем, кто работал один час. Такие притчи отражают любовь Божию; кто такую щедрую любовь критикует как неуместную, ставит под вопрос само бытие Божие.

2. Описание Царства Божия

Сейчас мы Царствие не видим, воля Божия на небе, но не на земле (на земле она исполняется очень мало), Царство Божие на земле незаметно. Но в этом маленьком заложено великое будущее, и это будущее предвосхищается; поэтому надо не падать духом, но ожидать обещанного.

Маленькая закваска (Мф. 13, 33), горчичное семя (Мк. 4, 30), притча о Сеятеле (Мк. 4, 3‑9). Сеятель сеет без сомнения, с надежной, хотя ясно, что почти всё пропадет — растопчется, попалится, склюётся, задушится, но немного останется, и это немногое даст богатый урожай. Так же и с Царствием Божиим.

Притча о пшенице и плевелах (сорняках) (Мф. 13, 24‑30).

Притча об урожае, который вырастает сам собою (Мк. 4, 26‑29).

Притча о сети с рыбой (Мф. 13, 47‑50).

В этих притчах в конце, вопреки всякой безнадежности, Бог достигает цели и устанавливает Царство Божие.

3. Притчи, которые являются вызовом к поведению

Это притчи о ситуациях, которые требуют не созерцания извне, со стороны, но вхождения в ситуацию и решения — смотрите, вы сами стоите перед Царством Божиим в этой ситуации не как пассивные зрители, и от вашего поведения зависит ваше участие в Царствии.