Ученики отгоняют детей от Иисуса, а Иисус благословляет детей и говорит о близости таковых к Царствию Божию. Здесь пример связи жеста и слова. Слово нам может показаться банальным без ситуации, в которой всё это произносилось. Израиль, как и вообще Римская империя, жил по патриархальным законам, где существовала т.н. «власть отца». Талмуд нам говорит: «пуст (очень грубо по-арамейски) тот мужчина, который спит по утрам, пьет вино в обед и разговаривает с детьми». Говорить с ребенком, даже с собственным сыном, это что‑то предельно неприличное, что вызывало брезгливость окружающих; ребенок не считался человеком, до совершеннолетия он не имел даже доступа к отцу. У ап. Павла: мы имеем теперь доступ к отцу, теперь мы усыновлены — т.е. получили совершеннолетие, которое назначалось отцом. Ребенок — очень маленький человек не только ростом и умом, но и своей значимостью, это — ничтожество. Ученики Его спросили, как бы повыше стать в Царствии Божием? Он говорит: будьте как дети — т.е. унизьте себя со всех сторон. У нас понимают «как дети» — так же искренни, так же простодушны, так же доверчивы — это такое представление о ребенке, которое было совершенно чуждо для античного мира, это скорее наши представления о хорошем ребенке. Здесь же речь идет о ребенке в социальном плане как о ничтожестве — кто будет маленьким, совсем незначимым, ничтожным, унизит себя, тот и будет в вас большим в Царствии Божием.
Центральный момент всех таких сцен — это слово Иисуса. В отдельных случаях к слову вторично добавлялось разъясняющее действие (здесь благословение — возложил руки на детей).
Обычно и слово, и сцена передавались вместе; цель понятна — утверждение авторитета Иисуса, ссылка на Него, на Его поведение, на Его речь; всё это обосновывает собственное поведение, собственную речь учеников-апостолов. Речь идет об учительстве Иисуса в кругу учеников.
Надо различать 2 типа апофтегм: внутренние и внешние.
Внутренние — это сцены, где партнеры Иисуса — ученики (Мк. 10, 13-16 с детьми) — это т.н. «разговоры-поучения» или «школьные разговоры». Их рассказывали, чтобы показать, какого поведения Иисус ожидал от учеников (будьте, как дети).
Внешние — это «разговоры-диспуты»; партнеры — противники. Эти апофтегмы передавались из апологетических целей: мы, ученики Иисуса, ведем себя так, нас обвиняют, мы говорим: наш Учитель тоже так делал — это защита своего поведения с ссылкой на Иисуса. «Почему вы платите подать кесарю?» — «Так заповедал нам Сам Иисус (с известным ограничением)».
Уже очень рано происходили собрания апофтегм, которые так характерны были для античного мира (о Диогене Синопском собрал апофтегмы Диоген Лаэртский).
Собрания апофтегм: Мк. 2, 1 — 3, 6 — апофтегмы-диспуты, которые наверняка старше самого Евангелия от Марка.
Это были начальные предания, первая ступень Предания. Вторая ступень Предания.
Иисус Христос считался с возможностью, может быть и был уверен в Своей насильственной смерти. Во время Пасхи Он поднимается в Иерусалим, чтобы бросить вызов всему Израилю; Он не страшился разрыва с влиятельными людьми, с синедрионом, и, как результат, обрел смерть. Приговор вынес римский прокуратор Понтий Пилат; Он дозволил казнить Иисуса под нажимом и шантажом иудеев, как возмутителя, угрожавшего общественному порядку. Вина Иисуса в том, что Он объявил Себя мессианским царем Израиля, т.е., как показывала история, вождем народного восстания — до сих пор все, объявлявшие себя мессиями, поднимали бунт; но они были самозванцами, подобно Емельяну Пугачеву, который тоже себя объявил царем.
Иисус сознательно идет на казнь, чтобы идти тем путем, какой Ему предуказан Богом, в этом Он был уверен. В глазах Его последователей Его смерть сначала была катастрофой, потому что означала полный провал дела, как они думали; Иисус, с их точки зрения, должен был быть служителем, апостолом Божиим, а Он погибает, как преступник. Это была больше, чем разлука с близким человеком, это был шок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.